Рассказы из сборника «Когда ушла из школьного двора» Автор: Татьяна Думенко

  1. ВЕРИМ И ЛЮБИМ

Мы пьём чай с вареньем. Даже в преклонном возрасте, после болезни и серьезных операций, моя собеседница удивительно обаятельна. Как много лет назад, не расстаётся с цифрами.

– Один, два, три, – пальцы уверенно держат крючок, и в её руках рождается новый ажурный элемент для покрывала.

– С вами общаются ученики?

– Раньше приходили. Сейчас, наверное, уже все забыли, – улыбаясь, тихо говорит Валентина Петровна.

– Как же так? В нашем городе Вы почти тридцать лет учили школьников математике!

– Учила. Родные дочки меньше внимания получали. Так и молодость прошла. В школе…

Валентина Петровна Колесникова окончила Магнитогорский педагогический институт и с 1974 года жила в Нижневартовске. Шесть лучших лет учительства посвятила 3 деревянной школе, до самого её расформирования в 1981 году.

Именно в эти годы мы и познакомились. Я – Таня Горбачёва, ученица 5 класса, а она – Валентина Петровна, любимая всеми моими одноклассниками, учительница.

К кабинетной системе после начальных классов привыкнуть ребятам не просто.

– Где у нас матика будет?

– В кабинете на первом этаже.

Наша классная руководительница, Титаренко Лариса Ивановна, учительница истории, ведёт уроки на втором этаже двухэтажной школы. Это она нам подсказывает, где какой урок проводится. Лариса Ивановна рассадила нас всех на «свои места».

Хотя я почти самая высокая девочка в классе, сижу за второй партой среднего ряда. Мой сосед по парте, Юра Алексеенко, никогда не унывающий троечник с очаровательной улыбкой. Иногда украдкой он легонько дёргает меня за бант, и я догадываюсь, что нравлюсь ему.

– К доске пойдет…Юра, иди к боковой доске, напиши нам подробное решение домашней задачи с кратким условием.

– Хорошо, Валентина Петровна – весело отвечает ученик, а сам с надеждой смотрит на меня.

– А ты, Таня, иди к центральной доске. Будешь решать задачу подобную, но посложнее.

Валентина Петровна давно заметила, что записи в тетради Юры стали чище и разборчивее. И хороших отметок стало больше. Может быть сомнения закрались: «Списывает, наверное, у соседки, надо бы проверить».

В классе тишина. Слышно, как скрипит и крошится мел, которым на досках мы пишем нестройные ряды цифр. Две первые строчки сверху написаны учителем. «Тема урока: Формулы движения» и «Классная работа».

Словно судьи с портретов на нас строго смотрят великие учёные.

Около самой доски – чёрной гуашью с помощью трафарета выведены формулы. На белом ватмане они хорошо видны до самой последней парты: «s=vt»

Я видела на прошлой неделе через открытую дверь, как после уроков Валентина Петровна сама делала их для своего кабинета. Ей помогала дочка Наташа, тоже пятиклассница, только из другой школы.

В левой руке я держу раскрытый учебник, обернутый газетной бумагой. Пальцы правой руки абсолютно белые и сухие от мела. Хочется их намочить. Беру губку с полочки под доской и оттираю мел с кожи.

– Что? Уже решила? – спрашивает учительница. У Валентины Петровны всегда ласковый взгляд. Даже когда в классе шумно, она хмурит брови, но глаза — добрые.

– Ребята, посмотрите на доску, всё ли правильно? – обращается она к классу.

Задача простая, но от волнения я могла что-то и напутать. «Какой путь проедет велосипедист за 2,5 часа, если будет продвигаться со скоростью 7,5 км в час?» Перечитываю задачу, представляю этого велосипедиста и вздыхаю. Так и не научилась я ездить на велосипеде – не было в Нижневартовске асфальтов в нашем детстве. С волнением перевожу взгляд на ребят. Руку тянут двое: отличник Сережа Воробьёв и Нелли Тимганова. Значит, точно, что-то не так.

– Нелли, у тебя какой ответ получился?

– Валентина Петровна, у Тани ошибка в условии задачи, а решение верное.

–Да, поэтому и ответ неверный.

«Вот так всегда. Какая-нибудь маленькая закорючка помешает получить пятерку», – думаю я со вздохом и возвращаюсь за парту.

В это время в кабинет заглядывает завуч Валентина Сергеевна. Мы шумно встаём. Такой заведён порядок – ученики здороваются молча и стоя.

– Прошу прощения, Валентина Петровна, можно объявление детям сделать?

– Конечно, пожалуйста, – отвечает ей наша учительница.

— Ребята, Галина Георгиевна заболела, вы после этого урока сразу идёте на пение к Нине Зиновьевне. И смотрите мне, чтоб все «англичане» слушались и пели, а не кричали. Саша Крук, ты меня понял? Я всё у Нади узнаю потом.

Нина Зиновьевна ведёт немецкий язык у половины нашего класса и учит нас петь, играя на баяне.

– Понял я. У меня просто голос громкий, – улыбается Саша.

Надя – его родная сестра, вместе они учатся в нашем классе.

Дверь за Валентиной Сергеевной закрывается. Валентина Петровна многозначительно молчит, стоя у своего стола. Дождавшись тишины, обращается к классу:

– Ребята, кому я давала карточки, время вышло, сдаём работы на проверку. И давайте все вместе посмотрим, что получилось у Юры.

Класс поворачивается к боковой доске. На лице одноклассника хитроватая улыбка.

Оказалось, что Юра блестяще справился с задачей.

– Молодец! – хвалит его учительница и задаёт несколько вопросов, проверяя знание таблицы умножения.

Юра довольный. Память у него замечательная, добавить бы усердия, догнал бы любого хорошиста.

В конце урока Валентина Петровна выставляет отметки и делает объявление:

– Ребята, в субботу в нашем кабинете будет проходить математический конкурс. На прошлой неделе я просила вас расспросить родителей об интересных задачах-загадках их детства. Вот их и будем решать. А потом оформим стенгазету.

Дома папа сказал мне, что помнит скороговорку:

– Четыре Чёрненьких Чертёнка Чертили Чёрными Чернилами Чертёж.

– Пап, ну это же не задачка.

– Ого, не задачка! Ты попробуй чётко и быстро сказать!

– Нет, папа, это не то. Надо чтобы была задача с неизвестным, а тут всё понятно.

В разговор вмешалась мама:

– Я знаю такую задачу. Одно яйцо варится 5 минут. Сколько будет вариться 4 яйца?

– Пять умножить на четыре, будет двадцать.

– А вот и неправильно. Мы тут до ночи будем ждать, если ты каждому будешь варить яйцо отдельно. Все яйца надо положить в одну кастрюлю и варить всего 5 минут.

– Ух ты, точно! Интересная задачка! Надо запомнить.

В субботу в кабинете математики собрались пятиклассники двух классов- 5А и 5Б и по очереди загадывали загадки. На размышление давалась одна минута. Мы решали много интересных логических задач. Особенно запомнилась та, которую загадала Вероника Звонарева, про конфеты:

– Четыре девочки ели конфеты. Аня съела больше, чем Катя, Таня – больше, чем Света, но меньше, чем Катя. Расставьте имена девочек в порядке возрастания количества съеденных конфет.

– А конфеты шоколадные или карамельки? – совершенно серьёзно спросила Таня Васильева.

Все засмеялись.

– Да, какая разница, какие конфеты.

– Я просто шоколадные очень люблю, – призналась девочка. – У меня скоро день рождения. Мама сказала, что купит мне целый пакет шоколадных конфет. Я с вами поделюсь.

– Где она купит? В каком магазине ты видела шоколадные конфеты?

– Сказала, значит, купит.

– Ребята, давайте отгадывать загадку, – вернула девчонок в класс Валентина Петровна.

Домой из школы мы возвращались домой веселые и счастливые. Каждый нёс на шее круглую медаль с надписью «Эрудит-79». Пусть медаль пока бумажная. Валентина Петровна сказала, что, если мы будем очень стараться, через пять лет нам вручат настоящие, золотые. А мы искренне верим нашей любимой учительнице!

Я допиваю чай, пристально смотрю на нашу поседевшую учительницу. И мне становится стыдно за себя, за своих одноклассников и всех учеников, столько лет не приходивших к своим учителям.

 

2. ЮБОЧКА

С улыбкой вспоминаю свои школьные годы. Каждый февраль у нас проводился смотр строя и песни по подобию парада войск среди классов. Помню, как мы, семиклассники, усердно готовились: маршировали по рекреациям, учились синхронно выполнять строевые команды.

      – В колонну по четыре стройсь! На леево! Раз. Два.  Три шага вперёд. Раз. Два. Три, — громким голосом четко командовал нами одноклассник Аркадий. Мы выбрали командира за пятерки по физкультуре. Помню, как подсмеивались над его ростом: «Аркаша, почему не ешь кашу?»  Глупые, мы не знали тогда, что к десятому классу он станет самым высоким красавцем и женится раньше, чем первая из нас выйдет замуж.

­– Ребят, пора определиться кем мы будем: лётчиками или танкистами. А то не успеем найти форму к параду, – напоминала каждый день Леночка, наша отличница и активистка.

– Лёёётчики. Где ты форму для целого класса найдешь!

– А что, опять пилотки шить? Уже третий год одно и тоже.

– Соперники наши моряками будут, им родители бескозырки сделали уже.

– Слушайте! А давайте мы будем гусарами?

Все замерли от такой неожиданной идеи. На экранах телевизоров только прошел новый фильм Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Все были влюблены в красавцев-гвардейцев. Да и песню вспомнили, которую можно петь, шагая строем:

                          И стояли барышни у обочин,

                          Им солдаты нравились очень-очень.

Наша классная руководительница, Татьяна Францевна, уехала на курсы повышения квалификации, и рядом не нашлось мудрого взрослого, который бы отверг нашу безумную идею. А нас было уже не остановить…

После уроков мы закрывались в кабинете, клеили из ватмана гусарские киверы, красили их в красный цвет обычными акварельными красками.

Мальчишки сдались на второй день. Поэтому каждая девочка делала два головных убора: себе и однокласснику. Старались. Всем хотелось отличиться. Быть лучшими и занять обязательно первое место!

Потом купили целую упаковку желтой атласной ленты, сплели косички для украшения головных уборов, сделали шикарные погоны. Но костюма не получалось.

– Да фигня какая-то. Гусары! Вся школа смеяться будет.

– Я знаю, что надо сделать! Давайте купим одинаковую ткань в цвет цилиндров и сошьем всему классу накидки на одно плечо. А девочкам — юбки из такой же ткани. Все будем одинаковые.

В прошлом году на уроках труда мы сшили конические юбки формы колокола, поэтому эта мысль мне казалась вполне реальной. Подружки возразили:

– Ага. Ты знаешь сколько ткань стоит?

– Где мы деньги возьмём?

– У родителей попросим. Девочки, можно купить самую дешевую, подкладочную. Нам и надо -то по полметра на каждого. Красиво будет! В общем, убедила я всех. Сходили мы с Леной в магазин, купили блестящий подкладочный атлас, разрезали на равные части, не сообразив, что ростом мы все разные.

По условиям смотра-конкурса класс выступает полным составом. Поэтому отнесли ткань однокласснице Людмиле, которая в то время болела. Когда девочка пришла в школу и показала свою юбку, мы ахнули:

– Люда, договаривались же, что все в одинаковых!

– Не сердитесь, девочки. Ткани мало, юбка получалась совсем короткая. Мне мама подсказала раскроить ее из двух частей.

Верхняя часть – кокетка, облегала уже округлившиеся бедра Людмилы. В классе ещё ни у кого не было такой тонкой талии и красивой девичьей фигуры. Нижняя часть юбки, пышная от сборки, воздушно колыхалась при движении, скромно прикрывала стройные ножки. Ткань как у всех, а юбочка получилась оригинальная.

По результатам конкурса победителями стали два класса: моряки и гусары. Жюри оценило наши старания. Ура!

Вечером того дня я долго не могла уснуть. Ворочалась и даже немножко всплакнула. Мне стало понятно, почему соседу по парте нравится Люда. Я не знала тогда, что природа и ко мне будет благосклонна, только время не пришло.

А ещё я усвоила, что индивидуальность помогает выделиться из толпы, а иногда даже победить.

 

3. ЩУКА

Ровно в четыре часа нас разбудил будильник. Ещё с вечера договорились с мужем о том, что утром поедем на рыбалку. Вставать было лень, но уже давно хочу уху из щуки.

Наспех умывшись, надела приготовленный костюм: дембельские брюки сына, лежавшие в шкафу больше десятка лет, и рубашку «пиксельного» принта. Готова!

Муж заботливо налил кипяток в термос и положил в кармане кулек с пряниками. Едем!

Старенькая Нива потряхивает нас по ямам плиточной дороги, сворачивает на гладкую лежневку. Словно проснувшись, машина едет ровнее, позволяя нам любоваться красотой раннего утра. Небо завораживает нежными красками. Словно лёгким занавесом до времени прикрыто нечто, достойное восторга. Просыпается лес. Трепещут от ветра зеленые флажки-листья и манят: дальше, дальше.

Вот мы уже на берегу притока сибирской реки Вах. Видимая даль – сплошной ковер сочной осоки. На каждой травинке – прозрачный кристаллик росы. Вместе – сплошной ковер, сияющий серебром. По реке бегут лёгкие волны. Над водой – гомон чаек.

Рыбу я никогда не ловила. Но муж так убедительно сказал: «У тебя точно получится», что я решила попробовать.

Берег крутой. Стою и любуюсь красотой, как нарисованной картиной. В руках – удочка. Пытаюсь четко выполнить все по показанному алгоритму: «Придерживаем пальцем леску, открываем рычаг катушки, размахиваемся «как кнутом», закидываем поплавок с резиновой рыбкой подальше, закрываем рычаг катушки, опускаем удочку вниз, крутим ручку, натягивает леску».

Все просто, друзья! Особенно если это в первый раз в жизни, а мозг еще полностью не проснулся.

Конечно, у меня ничего не получается. Леска запутывается. Муж нервничает. Я уже не хочу никакой щуки. Сижу и просто любуюсь природой. Стоит ли портить прекрасное утро?

У мужа все получается ловко. Один за другим над водой взмывают окуньки. Но щуки – нет. «Да и ладно!» – думаю я смиренно, уха из окуней тоже вкусная. Время у реки бежит быстро, хотя говорят, что на рыбалке оно останавливается.

– Давай попьем кофейку, предлагает муж, – да переедем на другое место. Там точно щуку поймаем. Здесь недалеко. Мне мой знакомый про одно щучье место рассказывал.

– Хорошо, – соглашаюсь я, хотя уже хочу домой.

Опять едем по просёлочной дороге. Солнце поднялось высоко. За окном один за одним меняются пейзажи. Какая красота! Все же есть, чем полюбоваться на севере Сибири.

Подъехали к крутому берегу реки.

– Будешь выходить? Или в машине посидишь? – обращается ко мне муж, недовольно поглядывая на телефон в моих руках.

– Посижу здесь.

– Сиди. Я недолго. Поймаю тебе быстренько щучку и поедем домой.

– Вон там уже есть один рыбак. Видишь? Это не твой знакомый за щуками приехал?

– Вроде он. Да какая разница. Места всем хватит.

Муж спустился к берегу, а я осталась в машине и стала наблюдать, как уже два рыбака закидывают удочки в синь реки. Мне кажется, я даже немного задремала. Вот рыбачка!

Очнувшись, увидела, что от берега к своей машине идёт мужчина, который приехал раньше нас. В руках у него – пакет с уловом. Поровнявшись с нашей машиной, незнакомец поздоровался со мной кивком головы. Высокий немолодой мужчина был явно расстроен неудавшимся клевом. Неожиданно он протянул через открытое окно небольшой пакет:

– Вот возьми, скажешь мужу, что поймала. Нет клева сегодня.

Мужчина заулыбался, наверное, представляя, как это все будет происходить.

– Щука? Спасибо. Спасибо Вам, – только и успела я сказать от удивления и радости.

Машина незнакомца быстро умчалась. Вскоре вернулся и муж. Спросил:

– Поедем домой? Не клюет. Солнце уже высоко.

– Да, поедем. Смотри, что у меня есть! – довольная, открываю пакет и показываю щуку.

– Ух, ты!

– Это твой знакомый мне подарил, как будто угадал, что я уху из щуки хочу!

– Да, нет, это не мой знакомый, мужик просто какой-то. Ну, хорошо. Спасибо ему.

– Ты ему, наверное, сказал, что я щуку хочу?

– Да нет. Просто спросил про клёв. Он сказал, что давно рыбачит, несколько штук сорвались сегодня, только одну смог поймать.

Машина послушно зарычала от поворота ключа.

Я ехала и думала: «Ну разве такое бывает? Какой-то совершенно незнакомый рыбак, приехавший за столько километров от города к реке, простоявший все утро у берега, поймавший одну единственную щуку, отдал ее мне. Нет, не бывает такого. Ну, щука то вот она, лежит в пакете. Значит, бывает. Как он догадался, что я очень щуку хочу? Ничего не понимаю. А хотя, что тут непонятного? Люди у нас живут особенные, догадливые и с большими добрыми сердцами. Я это точно знаю».

4. ОГУРЕЦ

– Толечка, не толкай, пожалуйста, сильно качели.

– Баба, а Ниночке так нравится.

–Да? А ты откуда знаешь?

– Я так сильно-сильно катал ее, она смеялась, баба. Значит, нравится.

Мы с внуком Толей на даче. Минуту назад четырехлетний мальчуган радовался расцветшим флоксам:

 – Баба, ты понюхай, понюхай, как эти цветочки пахнут! Ну, ё моё!

В солнечные дни августа манят запахом и красотой клумбы с петуньей, цинниями, бархатцами, лилиями.

Но интереснее внуку грядки с овощами.

— Ты зачем столько морковки выдернул?

— Баба, надо ее уже рвать, она большая выросла.

— Толя, нет. Пусть ещё растет. Рви столько, сколько съешь.

 — Баба, а пойдем огурчик найдем в твоём домике?

Так внук называет маленькую теплицу. Я улыбаюсь:

— Ну, идём, выберем тебе самый красивый.

Огурцы на вкус сладкие, кожица нежная. Таких не купишь в магазине

— Сейчас я, баба, только Ниночке позвоню. Ниночка – двоюродная сестричка Толи. Разница в возрасте у них – 2,5 месяца.

Внук прикладывает пластмассовую игрушку к уху и громко говорит:

— Ниночка, приезжай на дачу. Я тебя жду.

— Толя, Ниночка сегодня не приедет. Она с мамой улетает в отпуск на самолете. Ты же гостил у прабабушки Лиды в Буяне, теперь её очередь.

— Баба, а мы поедем Ниночку провожать?

— Да. И попросим дедушку показать нам макеты самолётов и вертолётов в аэропорту.

— Баба, ты знаешь, когда я вырасту, буду летчиком. Сейчас Ниночке ещё раз позвоню, скажу, что она полетит выше облаков. Самолёты — любимые игрушки внука.

Каких только у него нет самолетов: большой, несколько маленьких, синий, серый, белый. И Толя ждёт-не дождётся, когда мы выкопаем на даче картошку и можно будет бегать с самолётом не только по тропинке.

— Все, Толечка, идём обедать, потом переоденемся и поедем в аэропорт, — обращаюсь к маленькому водителю КАМАЗа, который в песочнице перевозит грузы.

— Я скажу Ниночке, чтобы она скорее приезжала, будем вместе играть.

Пообедав, мы садимся на заднее сиденье машины, и я даю Толе огурчик со словами:

— Положи в карман, дашь Ниночке, она в самолёте съест.

Толя смотрит то на меня, то на огурец.

— Баба, а можно я его немножко откушу?

— Как же ты подаришь откушенный огурец? Потерпи, когда вернёмся, я тебе сорву даже два.

Толя крепко держит огурец, вздыхает. Не соглашается убирать ценность в карман. А огурец такой красивый, как на картинке, зелёненький, с пупырышками, так и просится в рот. Мне самой хочется его откусить.

Толя смотрит на дорогу, на огурец, на меня.

— Баба, почему ты мне тоже не сорвала огурчик?

— Ты сегодня много съел огурцов, а Ниночка не ела. Я подумала, что ты не хочешь. Терпи. Лётчики должны быть сильными.

Толя угрюмо молчит, огурец крепко держит в ручке. Кажется, одно мгновенье, и малыш не выдержит испытания.

— Ну вот, Толечка, мы почти приехали. Видишь, самолёты?

— Вижу, баба. Какие они большие, красивые!

На втором этаже аэропорта мы отыскали в толпе Ниночку с Юрочкой и родителями. Толя сразу протянул сестрёнке огурец:

— Возьми, Ниночка! Самолёт летит высоко и долго, ты кушать захочешь и съешь огурчик.

Наша Ниночка —красивая веселая девочка взяла гостинец и недолго думая, надкусила его.

Я видела, как мальчик проглотил слюну, открыла свою сумочку и достала ещё два молоденьких огурчика.

— Держи, Толечка, это тебе! Ты — молодец! А это — Юрику. Смотрите, он тоже огурчик просит. Ешьте, они мытые.

Я смотрела, как внуки весело хрустят огурцами. В их глазах искрились счастье. Конечно, не от вкуса дачных огурцов. Каждый чувствовал радость от заботы, внимания, добра и единства. Я тоже улыбалась, глядя на внуков и думала, что воспитание — дело важное и нужное, простое и очень сложное.

 

5.ВЗЯТАЯ В ПЛЕН

Давно хотела написать про Настёну, мою маленькую внучку. Они все четверо маленькие, но старшей внучке уже 3,5 года, а младшей — чуть больше годика.

Настюша — очаровашка. Нельзя без улыбки смотреть как девочка-пампушечка надувает щёчки и опускает глазки, если стесняется или весело смеётся, показывая свои маленькие зубики, смешно переставляет ножки, пыхтит-охает, когда сама идёт по ступенькам лестницы, тепло одетая в комбинезон.

На вопросы догадливых родителей дочка отвечает глубоким многозначительным выдохом: «да».

— Настенька, ты кушать хочешь?

— Да!

— Или ты пить хочешь?

— Да!!

— Ты наелась уже?

— Да!!!

«Да» — любимое внучкино слово, которое она умеет говорить с разными интонациями, разными эмоциями и разной громкостью.

Сначала я думала, что она просто повторяет любимое, оказалось нет: все подтверждается осознанно. Слово «нет» Настя не говорит, просто многозначительно молчит. Девочка немногословна, но выражением лица, движениями рук, тела может рассказать много, и даже выразить свои чувства.

Так и получилось в тот день, когда я пришла в гости к малышке.

Мама покормила ее кашей, поцеловала и ушла по делам. Мы с внучкой играли. Внучка укладывала куклу спать в кроватку-каталку.

– Аааа, ааа.

—Настенька, спит ляля?

—Да.

—Глазки закрыла?

—Да.

— Не холодно ей? Покрой лялю пелёночкой.

— Да.

Куклу-малыша я принесла ей несколько месяцев назад, когда старший брат Толечка лучше сестренки понимал, что делать с такой игрушкой. Теперь он вполне серьезно считает пупса своей игрушкой, катает его на своей машинке по квартире, качает, кормит, лечит и бесцеремонно отбирает у Насти «своего ребенка». Поэтому пришлось купить ещё одну куклу. Мама малышей оценила все достоинства длинноволосой принцессы в розовом платье и убрала дорогую игрушку в шкаф до времени «когда подрастут». Я согласилась с ней, и принесла ещё одну куклу детям — из коллекции игрушек моей дочери. Кукла в белом платье с кружевами, с мягким тряпичным тельцем и пластмассовыми ручками, ножками пришлась по душе Настеньке. С ней она, послушная девочка, играет, когда братик уходит в сад с наставлениями:

— Настя, мою куклу не бери!

— Да! — обещает малышка брату.

Зная, что в общении с детьми лучше чаще менять игру, предлагаю Настюше поиграть в прятки-догонялки. Потом мы катаем по полу мяч, и я замечаю, что Настенька трёт глазки. Верный знак — устала, хочет спать.

Даю ей соску-пустышку, беру на руки и качаю живую маленькую куколку, нараспев напевая песеню-прибаутку моей бабушки Варвары Спиридоновны. Не знаю, почему я вспомнила эту колыбельную, может быть, потому, что внучка внешне похожа на свою прапрабабушку. В песенке такие слова:

У лисиного двора, приукатана гора.

Ещё кто прикатат?

Лиса с детками, с малолетками

Когда Настенька была чуть помладше, я могла быстро её укачать на руках с этой песенкой. В этот раз не получилось. Повзрослевшей внучке нравится засыпать в своей кроватке. Молодцы родители — приучили.

Когда девочка проснулась, пришла её мама, а я засобиралась домой: планов, как всегда, много.

Из нашего разговора смышлёная Настенька поняла, что я ухожу, взяла связку ключей с комода и села у порога. Не пускает.

— Настенька, бабушке идти надо, отдай маме ключи.

— Настюша, я ещё потом к тебе приеду. Не расстраивайся.

На все наши уговоры внучка не реагировала. Только сидела опустив глазки и крепко держала в пухленьких ручках ключи.

— Это любовь, — сказала Юля.

— Надо написать дедушке, что меня взяли в плен и не отпускают, – ответила я.

Обе мы едва сдерживали смех. Не смешно было только Настеньке. Она не хотела сдаваться.

Конечно, уходила я с тяжёлым сердцем. Всегда так непросто расставаться с малышами. Все же здорово, что мы все живём в одном городе, что можно часто видеться и играть с внуками, писать о том, как они растут.

Иван Петрович Белкин
Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине. Покойный отец его, секунд-майор Петр Иванович Белкин, был женат на девице Пелагее Гавриловне из дому Трафилиных. Он был человек не богатый, но умеренный, и по части хозяйства весьма смышленный. Сын их получил первоначальное образование от деревенского дьячка. Сему-то почтенному мужу был он, кажется, обязан охотою к чтению и занятиям по части русской словесности. В 1815 году вступил он в службу в пехотный егерской полк (числом не упомню), в коем и находился до самого 1823 года. Смерть его родителей, почти в одно время приключившаяся, понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино, свою отчину.

Оставить комментарий