Было это не так давно. Но современная сказка тем и хороша, что ты можешь выйти на улицу и потрогать ее, да сам все разузнать. Видел на улицах Перми красных человечков? А знаешь из историю? Нет, не ту официальную версию, что была в газетах прописана, а тайную, настоящую? Ну, так слушай.
Провел пермский губернатор конкурс на создание арт-объектов в городе – мало-де на улицах в Перми фигурок всяких, статуй, монументов. Ну, не то, чтобы мало, в общем, хватает, граждане не жалуются – но в других городах больше, так и нам отставать незачем.
Много претендентов сбежалось на тот конкурс – приз полагался немаленький. Захотел один художник в конкурсе поучаствовать, потому что скульптуры он тоже любил делать.
Стал он соображать, какую скульптуру придумать, какую бы красоту еще городу добавить. Думал день, думал неделю, уж месяц к концу подходит – а у него все идеи как чомор языком слизал – не клеятся, да и все тут.
И вот как-то раз приятель ему звонит, поехали, говорит, ко мне на дачу, баню, говорит, поможешь мне проконопатить, заодно и развеешься, может, и мысли дельные в голову придут. А что, подумалось художнику, и то правда.
***
Проснулся художник, когда еще было темно. В оконце брезжил странный, слегка подрагивающий свет, вокруг словно клубился туман. Художник не видел, но чувствовал, ощущал кожей его осторожные змеиные прикосновения. В темноте не было видно стен и потолка, да и пол… Показалось художнику, что и пол исчез. Но проверить это можно было только одним путём – встать на ноги. Да и окно – было ли это окно?
То место, откуда брезжил свет, то светлое пятно, которое художник принял за оконце, вдруг начало менять очертания, пульсировать, в нем появились два темных пятна сверху и одно – чуть ниже. «Лицо! – подумал он. – Это же чье-то лицо!»
– Так это ты, значит, художник, – раздалось из темноты. Голос был странный, в нем слышался скрип сухих веток поваленных бурей деревьев, шорох падающей коры, пение ветра в верхушках мачтовых сосен и едва различимый шелест лесной подстилки под лапами ночного хищника, вышедшего на охоту.
– А в чем дело? – возмутился, было, художник, но вовремя остановился, решив так сразу не отвечать странному гостю.
– Хочешь стать известным, хочешь прославиться? – раздалось уже более отчетливо.
– А ты кто? – спросил художник осторожно.
– Я – Таньварпеква, всемогущая ведьма, – ответствовали ему. На бледном лице между двумя темными глазами стал виден уродливый длинный острый нос. – Зовут меня ещё Кирп-Нюлуп-ими. Я могу порчу навести, могу бурю призвать, могу съесть тебя, а могу и сделать то, что захочешь.
– Не бойся, я, Найки-эва, богиня огня и домашнего очага, слежу за порядком в трех мирах, – раздался другой голос, и в темноте появились очертания странной фигуры. Сперва художнику показалось что у него троится в глазах, но потом он понял, что у фигуры три головы. От них исходил мягкий золотистый свет. Скульптор сразу вспомнил фигурки звериного стиля, которые видел в музеях Перми и Чердыни, вспомнил пермскую богиню с тремя головами, о которой рассказывал экскурсовод.
– Это наша земля, – снова раздался шелестящий голос. – Испокон жили мы здесь, ходили по Каменному поясу, по Уральским горам с запада на Восток и обратно. Но не почитают нас здесь больше, не вспоминают и не боятся, забыли, мы хотим вернуться на свою землю. Построй для нас чамьи.
– Чамьи? – переспросил художник. – Это что?
– Это дома, вместилища для наших душ. Пусть они стоят в городе, – сказала Найки-эва.
– Да как же я их построю в городе? – удивился скульптор.
– Сделай их похожими на людей, только без головы, прошелестела Таньварпеква. – А каждый из нас наденет на фигуру свою личину.
– Сколько же вам нужно домов?
– Сколько можешь, столько и построй, но не меньше, чем пальцев на двух руках, – ответила трехголовая богиня. – Ведь и Шелаб – крылатый медведь, и птица Карс, уносящая души отважных воинов, павших в боях, и крылатая Рум, вестница богов и остальные духи и божества – все они живут на этой земле.
Откуда–то сверху послышалось хлопанье больших крыльев, и в полутьме художник успел только заметить, как посреди комнаты тяжело опустился сначала на задние, а потом на передние лапы зверь, похожий на медведя. Медведь-Шелаб расправил огромные крылья, помахал ими и все погрузилось во тьму.
Ничего не видя в наступившей темноте, скульптор чувствовал, как изба поворачивается вокруг своей оси.
Наутро он проснулся самый первый и сразу же сказал своему другу, что отправляется в город, так как у него появилась идея для проекта, которая точно выиграет в конкурсе.
Вот так и появились в Перми красные истуканчики, стояли и ждали своих личин.
Идея показалась другим скульпторам занятной, и в других городах тоже стали появляться красные человечки.