В два пальца, по-боцмански, ветер свистит,
И тучи сколочены плотно
Э. Багрицкий
А значит нам нужна одна победа.
Одна на всех. Мы за ценой не постоим.
Народная песня
1.
Victoria в заводе и в переводе с латинского — «победа». А она и есть победа. С ней победа. За ней победа. Виктория Викторовна Викторова – жгучая брюнетка. Шаг имеет быстрый, как бы бегущий по волнам. Дыхание – легкое. Нос прямой, римско-греческий. Губы припухлые. Глаза морские, синие. Нога у Виктории длиной 106 см, а размером 34. А талия 54 см. Талия ну просто осиная. Высокая тугая стоячая грудь же её 3-его номера.
Виктория под грохот волн молится с утра в Георгиевском монастыре, в морской ветреной пустыни в платочке. Виктория молится истово. Виктория грешна. Смертно грешна. Дело в том, что Виктория любит сразу двоих и никак не решит, которого больше. А спит изредка с третьим. Хотя и с первым, и со вторым тоже. И не изредка. Но они все ничего этого не знают. Они – ни-ни. Думают – единственные.
2.
Серёга просыпается сразу. Махом. Без будильника, без похмелья, без женщин, часто без денег. Хотя деньги не проблема. Их всегда можно одолжить у бережливого и уныло-угодливого прапорщика Кутенкова или у разухабистой соседки-капитанши мадам Василисы Егоровны Мироновой. Но и не позабыть отдать. Итак, он просыпается махом. Делает мах ногами и вскакивает на пол. Пол прохладен. Ну так и что ж? Январь. Южный, но январь. Он босиком подходит к окну и смотрит на море. На тяжёлое зимнее море. А море у него – во всё окно. Вот оно всё, за равелином.
А теперь надо бежать. Треники, кроссовки, майка. Зима, мороз, тьма, ну да хер с ними. А он просыпается ровно в 4.00. И он бежит во мгле по Советской, по Суворова, по Большой Морской, по Новороссийской, мимо спортивного общества «Спартак», мимо кинотеатра «Победа», где в незапамятном году смотрел «Весну на Заречной улице», мимо златоглавого Покровского собора, где когда-то, в пору воинствующего атеизма, на ринге в алтаре получил свой первый и последний нокаут. Бежит по Приморскому бульвару мимо догуливающих ресторанов. Мимо дома любимой бывшей классной классной руководительницы училки Эльвиры Анатольевны, мимо квартиры покойного школьного физика Евгения Ивановича Смолова. И все, что характерно, покойники. А в хвост уже пристраиваются его гвардия, его шестёрки – мичман Рощин, капитан-лейтенант Телегин, кап-3 князь Меньшиков 23-й, гавно комбат Разумовский, сучара начштаба Орлов, и дры, и дры. А и попробовали бы они не пристроится. А и попытались бы. Но они – каждый как бы сам по себе. Как бы по собственной инициативе. Как бы случайно встретились. Однако Рощина давно пора в офицеры, в младшие хоть незаконные лейтенанты. А от Орлова надо как-то избавляться. Решительно избавляться. Но пока надо бежать. И он бежит.
А мужественный белокаменный дважды славно взятый город лежит и простёрся перед ним, как женщина. Только что с этой женщиною делать? И он бежит.
И вот он бежит Большою Морскою, вот выворачивает в гору, на Малую Морскую, по Таврической лестнице на Центральный Городской Холм (ЦГХ) и форсирует. А ну-ка, мальчики! Нет, мальчики пока еще отстают. Пока ещё не догоняют мальчики. А ему уже 42. А долго ли? Но не сегодня. Нет, не сегодня. Ещё не сегодня.
У Владимирского собора, где вечным сном спят адмиралы Лазарев, Корнилов, Нахимов, Истомин он делает руки по швам и переходит на парадный шаг. И те вслед тоже. А тут из ворот адмиральского колчаковского ещё особняка с незастёгнутой матней и аристократической трубкой в зубах выходит покурить тайком от нашей Светки Командующий бывшим Краснознаменным, а теперь просто Российским Флотом. «Доброе утро, товарищ Павел Евграфович», — говорит он и как бы отдает честь, но так как голова в беге пустая, просто разводит руками. Просто как бы в отчаянии. «И вы здравствуйте, господин полковник», — говорит Паша. «Служу Советскому Союзу, Ваше Высокопревосходительство» — отвечает он, и они ржут, потому что одноклассники. Потому что до 1992-го сидели за одной партой, курили в школьном сортире сигареты из одной пачки. Ну и так далее. И так далее. А потом тот в высшее Нахимовское, а тот тоже в Высшее Военно-воздушное, десантное. Рязанское 428 прыжков, из них 107 затяжных. Плюс КМС по плаванию. Кроль. Плюс мастер спорта по боксу и по стрельбе.
Ну да ладно. Дело прошлое. И он бежит к Кутенкову. А Кутенков ждет. Кутенков – это как бы его молодой псевдо-Савельич. Кутенков хил и хлюпк. Однако чем хорош Кутенков? А тем, что водит его джип-внедорожник, как Ушаков свой флагман. А его джип – это то ли танк, то ли троллейбус. И потом там внутри, в погребце, у Кутенкова всегда есть термос горячего чаю с лимоном и переодеться.
И вот он прямо на улице в виду памятника самому Ленину, который год тычащему пальцем в Турцию, под лай ранних утренних левреток переодевается в свои полковничьи погоны, в свои убойные сапоги, в своё всё, бреется из Кутенковых вялых рук. И командует Кутенкову: пошёл! А тот мчит его по адмирала Октябрьского, по генерала Петрова, по капитана Кулакова, по генерала Хрусталёва, по генерала Острякова. Мчит – потому что только и умеет что ездить да лебезить.
«А забрось меня на пять минут на мыс, к монастырю», — говорит он безмолвному Кутенкову. Нет, он не молится. Упаси Бог. Он просто смотрит с кручи на волны. Просто так.
3.
Паша тем временем докуривает и заглядывает в каптёрку к Серёгиным охранникам-убийцам почистить у алюминиевого рукомойника вставные съёмные зубы. Потому что Светка не любит с утра табачного перегара и льющейся воды. Потом он гуляет по саду мёртвых до весны черешен. А потом идёт досыпать к тёплой Светке. «Только почему же не к Виктории?» — раздумчиво-задумчиво думает он.
4.
И вот Серёга заходит в свой пищеблок и садится на свое законное первое место. А тут, за завтраком («масло съели – день прошёл», — говорят его воины), никакой он не комбриг, не фонвизинский бригадир и не полковник, а просто командир 1-го отделения 1-го взвода 1-й роты 1-го батальона 1-го полка вверенной ему отдельной бригады морской пехоты. Его даже можно за чаем назвать Серёгой, хлопнуть по плечу, правда, никто ещё не называл и не хлопал. Не воспользовался привилегией. И видели бы вы это его отделение! Отборное это зерно. Соль земли. Соль соли.
Повар-кок Стасюк ставит перед ним эксклюзивную миску овсянки. А почему, интересно, не из общего котла? А он недолюбливает этого щирого, но и вороватого ушлого полу-полтавского русскоязычного хохла.
-Давай, Спиридонов, махнёмся, — говорит он и мечет тому миску через стол.
Стасюк бледнеет. А вдруг недовложение!
-Давай, — говорит старший матрос гвардии миномётчик Спиридонов и ловит её левой, не глядя, что твой Третьяк. А правой одновременно посылает свою. Ну и он так же, не глядя.
Однако спиридоновская каша вполне соответствует. То есть Стасюк сегодня на высоте. То есть день начинает задаваться. То есть надо поесть. А аппетит уже волчий.
Когда заходит дежурный офицер капитан-лейтенант Климов и командует «встать», он дисциплинированно встаёт, но уже тут же перестаёт быть командиром отделения и говорит уже полководческим голосом, легко перекрывая скрежет отодвигаемых стульев: «7.00 – 9.00 – рукопашный бой. Исполнять». И они исполняют.
5.
Аркадий Евгеньевич Мягков, супруг Евгении Аркадьевны Мягковой же, женат на ней устойчивым многолетним браком. Аркадий Евгеньевич мягок даже на её, супругину, властную ощупь. Они, Аркадий Евгеньевич и Евгения Аркадиевна, — как бы зеркальное друг друга отображение. Как бы минус и плюс. Инь и Янъ. Как бы выпуклость и впадина, потому что Евгения Аркадьевна жилиста и тоща. И потому всё у них – душа в душу. И потому с утра он одевает и обувает в чулочки и ботиночки девочек-близнецов Машу и Дашу и, потряхивая брюшком, ведёт их в среднюю группу близлежащего детсада. А та между тем готовит ему питательный неаппетитный завтрак из четырех крутых яиц плюс бекон и сыр. Плюс кефир и какао.
На службу, в порученную ему редакцию, Аркадий Евгеньевич ездит исключительно наземным общественным транспортом, и уже хотя бы потому, что ни подземного, ни личного нет. Он уступает место пенсионерам, инвалидам и пассажирам с детьми, читает по пути свежую утреннюю желтоватую прессу и чуть-чуть при этом прижёвывает. А прижевывает Аркадий Евгеньевич всегда, когда начинает сочинять статью. Статья же сегодня важная. Её ещё жевать и жевать. «Жевать – не прожевать», — мрачно мысленно, стоя, шутит Аркадий Евгеньевич.
В 2 часа ночи позвонил на удивление трезвый Паша, перебудил весь дом и поручил в Аркадий-Евгеничьевом лице сотрудникам «Славы флота» создать за месяц демократически-привлекательный жесткий, но твёрдый культ его, Пашиной, личности. То есть он флотоводец, но не типа оторв и бездомовок Нельсона и Нахимова («Эти лавры развесь на этом пирате Витьке», — сказал Паша), а типа графа Алексея Орлова, Ушакова, Лазарева, Колчака. То есть – скорее домовитый рачительный администратор и государственный деятель Юга России (он так с нажимом и сказал: «Юга России», как будто никаких укров вокруг нет). Паше с его мачты, конечно, виднее, но что скажут в Хыеве? А в Москве? А в Вашингтоне-Пентагоне? И Аркадию Евгеньевичу и страшно, но и приятно, потому что он чувствует себя не последней пешкой на доске мировой международной геополитики. А вдруг и дамкой. И с шашкой? Не исключено. Но – «Нам нужна Виктория!» — по-Петровски закончил Паша. И виктория будет. Это он тебе, адмирал Паша, главный редактор «Славы флота», гарантирует. На весь ваш пиар.
6.
Когда большой ракетный крейсер «Санкт-Петербург» на всех, так сказать, парусах и парах выходит из базы, на военных судах сопредельных карликовых держав играют боевую тревогу, а сами суда уходят куда подальше. Потому что командует «Санкт-Петербургом» чокнутый каперанг Витёк Луговой, который не знает никаких команд кроме «полный вперёд», который ходит вдоль и поперёк акватории стремительным извилистым смертельным зигзагом и каждому встречному-поперечному подрезает носы. Потому что беспредельщик и отъявленный задира и хулиган с Горки, с хребта беззакония. Потому что залп «Санкт-Петербурга» способен накрыть и уничтожить половину чрезмерно цивилизованной Европы со всей её пресловутой цивилизацией, «включая сюда музеи и филармонии» (так говорит Витёк, который на кнопке). А два залпа? Вот то-то. То-то и оно. Поэтому лучше и разумнее не раздражать Витька. Так высказываются на закрытых саммитах глубокие западноевропейские дипломатические умы. Так думают и в самом Пентагоне. И это уже не говоря о соседних турках.
«Хорошо смотритесь», — радировали ему американцы с 7-го флота, когда он в первый раз после своего «Стремительного» вышел поутюжить Средиземное Эгейское море. «Бат вай?» — спросил их на своём якобы английском имени педагога Серафимы Ильиничны, Витёк. Но сам ведь знал же – бат вай. Потому что лучшего ничего окрест на глади волн нет. Потому что – ну что же за обводы! Что те твои красивые качественные женские ноги. Например, Викториины. А убойность? А маневренность? А скорость?!
7.
Это тот самый Витёк, который в начале декабря, в отсутствии командированного в Москву Командующего Паши, самовольно подбив офицеров эскадры поиграть в пин-болл и зарядив всем главный калибр жестянками с жёлтой, синей, оранжевой масляной краской, вышел с ними в понедельник с утра в море и давай палить. То есть устроил как бы войну. Как бы Чесму и Синоп. Витёк как бы защищал базу, а те, сорванцы, её как бы брали, штурмовали. Но сам Витёк так вертелся, что в его самую крупную мишень никто ни разу не попал. Зато он закрасил их всех. Под ватерлинию и в мостик. Так что те возвратились что те петухи. Под смех личного состава флота и телевидения. За что Витёк получил от командования сначала сгоряча строгий выговор с предупреждением, но вслед, по зрелом размышлении, – благодарность за инициативу. А Витёк со своими очкариками там потом две недели сидел анализировал.
8.
Те и посейчас ещё краснеют и отмываются. Избавляются от оранжевого комплекса неполноценности. А чистый серый строгий «Санкт-Петербург» пока до поры смирно стоит на банке на большом рейде, стоит так, чтобы Витьку в иллюминатор был отчётливо виден памятник затопленным кораблям (и чтобы «Санкт-Петербург» — ну ни за что, никогда). А за иллюминатором сумрачно и низкие брюхатые тучи идут над базой.
А Витёк дремлет на лиловых шёлковых двуспальных крахмальных простынях в кормовой адмиральской каюте. И вы бы видели эту обширную трёхкаютную каюту, этот мореный дуб, эти персидские ковры, этот тот ещё прованский панбархат, этот нежно-сиреневый санузел, эту никому не нужную Вольтерову библиотеку, эти версальские люстры, эти Галилеевы астролябии, эти дизайн и бонтон. У ценного отечеству Витька, конечно, есть тоже трёхкомнатная престижная квартира на берегу, но там он – редкий гость.
Витёк не верит ни в Бога, ни в чёрта. Только в свой «Санкт-Петербург». Витёк дремлет в холе и в неге. Как он и любит. Сквозь дрёму он думает, что вот так же, должно быть, дремал и святой адмирал Ушаков при и перед Силистрией, и Фидониси только тогда, наверное, деревянно скрипели назойливые снасти и вода за кормой была прозрачнее. Чище. Экологически чище. На порядок чище. Даже, пожалуй, можно было разглядеть сидящих на грунте крабов-камяшек. Которых он, Витёк, лет ещё 20 тому, брал с песка и боязливо засовывал в тесные плавки. Опасными клешнями, конечно, наружу.
Но бьют склянки и без стука бесшумно входит расторопный румяный разумный, дебелый, усатый молодыми усами щеголеватый вездесущий вестовой Парфёнов. Он приносит кофе гляссе и отутюженный с вечера мундир. Однако вставать Витьку ещё не хочется, и он принимает рапорты в постели, в халате, в истоме. Нежится в потёмках, что твой Потёмкин. Мундир же пока покачивается и позвякивает в платяном карельской берёзы шкафу.
А офицерский состав у Витька худосочный, впалогрудый, интеллектуальный, практически нестроевой, в плане формы одежды непозволительно неряшливый, на 60 и более % очкарики. Сидят день-деньской, вперившись в свои мониторы, высчитывают баллистические директрисы, траектории или галсы курсов. Витьку даже не с кем с ними сыграть на вертолётной палубе в элементарный мини-футбол. Не с кем, порой, выпить водки в кают-компании. Но в глубине души он их ценит. Хотя виду никак и никакого не подаёт.
Но – пора, брат, пора. И наглаженный Парфёновым надушенный Витёк выходит на шканцы.
9.
Монахи же поют денно и нощно, истошно, но тошно. По шестнадцать раз на день. По на шесть голосов. И всё – хором. Сплотившись. Потом скоромно полудничают. Потом снова-сызнова молятся.
А на старца и провидца Памфилия нет угомону. Старца что-то щерит, что-то парит, что-то мучит. Что-то не отпускает. Что-то зажимает и держит.
С утра, помолясь, резвый старец копал без надобности гряды, обухаживал поздние осенние хризантемы и астры, дотёсывал дубовый морёный крест, пил на отдыхе жадными глотками славный игуменский духовитый постный квас. Кормил отборным пшеном ненужных затратных почтовых бескрылых голубей. Потом ходил как заведённый взад-вперед над обрывом, потом пришел к послушнику Андрею и говорит: «Давай весла». «Не дам, святой священный старец. Штормит», — говорит бывший мичман бравый послушник Андрей. «А ну как прокляну?» — ласково так спрашивает старец. И Андрей даёт. Старец, подобрав рясу, козлом сбегает по восьмистам ступенькам на берег и бойко ставит на воду хлипкий монастырский ялик. Море бушует. Энергичный пассионарный старец, помолясь, гребет к святой Георгиевой скале. Это недалеко. Метров двести. Но всё на теле мокрое и холодное. Он, помолясь, швартует ялик о ржавый крюкастый крюк, взбирается четвереньками наверх и преклоняет тощие костистые колена у креста. «Спаси, спаси, спаси», — только и слышно 15 раз от старца. Только никогда никто ведь не слышит. Включая, может быть, и Бога. Ветер воет, волны ходят. А по каменистому булыжистому берегу мечется архангелом-хранителем в пропитанной, отяжеленной прибоем волглой рясе ражий послушник Андрей. Но и тому не достаёт. Не доносит морской ветер. Не долетает до него Божье Слово. Благая Весть.
10.
Виктория, старательно стуча каблучками и зазывно виляя короткой форменной мини-юбкой, спешит на службу. Серёжкин головорез на вахте (кажется, Воронцов) почтительно-блудливо отдает ей честь. Виктория в ответ исполняет малый книксен. И все довольны. Виктория никогда не предъявляет пропуска, потому что и так всё ясно. Потому что она – легенда штаба флота, местная Мерлин Монро и Джина Лоллобриджида. Региональная голливудская знаменитость. И потом, Виктория – уже капитан 2-го ранга, а таких надо знать в лицо. В личико. Или узнавать по ногам. Это кому как удобнее. Кому как и чем личит.
Виктория резво и звонко идет по коридору, а встречные молодые штабные кобели-капитан-лейтенанты сухо и страстно щёлкают ей каблуками. А Виктория отвечает по-американски: «Хэллоу, бойз» — и делает им ручкой.
Виктория заходит в свой сверхсекретный дважды замкнутый на два секретных замка разведотдел, запирается на 4 оборота, ещё раз приводит себя в порядок (губки там, глазки, бровки) и начинает работать с документами. Виктория ведь руководит разведкой и контрразведкой флота. Виктория ведь с языками (дую спик инглиш?), поэтому ей и карты в руки. И что уж это за руки! Покрытые маникюром! Унизанные перстнями! «Но в этих ручках, — кокетливо думает Виктория, — сплелись все нити агентуры ближнего и дальнего зарубежья». И вот Виктории при закрытых дверях сливают эксклюзивную телефонную информацию. И надо срочно идти к Паше. А она и идёт. Так вот, говорит, Паша, и так. Вот такие пироги. А Паша сидит в своём корниловском адмиральском кресле под портретом адмирала Сенявина, в чесменских грейговских эполетах и прихлебывает чай с лимоном. Однако весь до последнего салаги флот знает, что это молдавский коньяк «Аист», а лимон так, для виду. Ноблесс, то есть, оближ.
11.
«Прямой фронтальный штыковой бой не требует ума, — говорит Серёга молодому матросу Попову. – Ум – даже лишнее. Штыковой бой требует страсти, азарта и ярости. А ярости я в тебе пока не вижу. А ты её взрасти. Ну на, убей меня насмерть. Ну давай!» Молодой матрос Попов, робея, прилежно и грамотно аккуратно тычет штык-ножом в его орденоносную татуированную грудь. Он легко парирует и от души, однако медицински безопасно отвечает прикладом в челюсть. Молодой матрос Попов падает. «Ну разозлись на меня, — говорит он. – Ну остервеней, осердчай. осатаней!» Молодой матрос Попов встаёт с почвы. Глаза у него уже страшные. Глаза как гвозди. Как те штык-ножи. И очертя голову бросается на него. Он еле, но нормально уворачивается. То есть пошла работа. Вышла ярость. Легла масть. Раз-два. Ну и полежи пока. молодой матрос Попов. Полежи подумай. Жизнь-то одна, молодой матрос Попов. И вот так с каждым. А штыки, на всякий случай, настоящие.
12.
Витёк придирчиво идёт по палубе. Он уже и в мундире, и при наградах. Он уже несколько не тот Витёк. «Здорово, станишники! — кричит он драющим поверхность старослужащим землякам из Новочеркасска канонирам Мелехову и Лемехову. – Почему трудимся не по специальности?» «Так мы в наказании, в наряде, в покаянии, товарищ командир», — честно отвечают те. «А в чём причина?» — спрашивает он. «Алкогольное опьянение средней тяжести», — с грустью говорит Лемехов. «Причина уважительная», — говорит Витёк, который в глубине души уверен, что матрос в увольнении, на просторе, просто обязан выпить. Релаксироваться. Ну не теряя, конечно, лица и не роняя чести «Санкт-Петербурга». «Может, налить вам по сотке опохмелиться?» — спрашивает Витёк, потому что это лучшие его наводчики. «Никак нет», — лаконично говорит неразговорчивый Мелехов. «Сказано же, что средней тяжести», — уже почти, но ещё почтительно грубит Лемехов. Знает, собака, себе цену. «Тогда продолжайте всухую», — говорит Витёк и стремительно взлетает на мостик.
13.
Потом – ну это уж потом, днём, и по телефон, по спецсвязи: «Ты мне нужен», — говорит уже застегнувшийся и оправившийся Паша. «Я знаю!», — говорит Серёга. И он знает, что и тот знает, что он, Серёга, знает. Потому что ему надо, чтобы рядом была его, Серёгина, бригада, его убийцы. А они действительно, убийцы. Ну каждый. Гренадеры. Командос. В позапрошлом году, когда в критической ситуации без потерь эвакуировали наши посольство, консульство и постпредство из какого-то незначительного второсортного третьеразрядного нефтеносного эмирата, сделались гвардейской и орденоносной частью. И для Серёги это приятно, почётно, заслуженно, но не суть. Серёге важен молниеносный бросок и ошеломляющий штыковой удар.
14.
Паша с кейсом, с Викторией и Аркадием Евгеньевичем ни шатко ни валко едут на единственной в городе (а может – и в мире) Пашиной персональной служебной «Чайке» на пустынную в этот час Графскую пристань. Встречные городовые и военнослужащие отдают «Чайке» честь. Как приучили. Серёга в потертом камуфляже уже ходит взад-вперед под колоннадой. Щеголеватый убогий Кутенков в джипе, припаркованном у памятника Нахимову, хозяйственно нарезает в корзинку бутерброды. Серёга рапортует Паше о прибытии. Виктория, краснея, целуется с Серёгой. Аркадий Евгеньевич опасливо подаёт ему свою мягкую ручку. Серёга садистки жмёт. Аркадий Евгеньевич бабьи охает.
На ступенях Графской Паша бурчит: «Ну Витёк, ну фрукт! Подает Командующему стоячий барказ» Матросы ухмыляются в бок и в сторону. Но делать нечего. И вот они проходят створом. А на створе качает. Паша стоит, распялившись о никелированные поручни. Аркадий Евгеньевич присел по-собачьи. Виктория смотрит за корму на тёмные тугие волны. А Серёга стоит столбом, сложив руки на груди и как бы не замечая никакой качки. Тут зимняя волна ощутимо и хлёстко обдаёт их с левого борта. «Чтоб брызгами вдрызг разлететься», — говорит Аркадий Евгеньевич, утираясь домашним клетчатым платком размером с небольшое детское полотенце. «Чего-чего?» — спрашивает Паша. «Это стихи. Про море», — говорит неморской Аркадий Евгеньевич. «А-а-а… — говорит Паша. – А ещё взрослый человек». Аркадий Евгеньевич слегка обижается.
Серый, закрывающий небо борт «Санкт-Петербурга» нависает над ними. А сверху уже свешиваются разбойничьи благожелательные рожи Витьковых матросов, Иванова, Петрова, Сидорова. Виктории спускают на линьках резное Вольтерово кресло из библиотеки. Это так за ней Витёк по-своему ухаживает. Аркадию Евгеньичу – покойный поместительный гамак. Паше – назло — неустойчивую хлипкую досточку. «А ты, морпех, давай-ка сам», — весело кричит сверху Витёк и мечет ему верёвку с удавкой. А тот молча кивает и первым оказывается на палубе.
Виктория застенчиво целуется с Витьком. У Серёги ходуном ходят свежевыбритые душистые скулы.
15.
«Чаю», — приказывает Паша. И ему подают действительно чай. Во даёт оборзевший Витёк!
И вот вам и совет в Филях. Надо же что-то решать. «Ну, докладывай, капитан 2-го ранга гвардии Виктория», — говорит, самоустраняясь, Паша. И Виктория докладывает. «Вы, товарищ командир отдельной морской пехотинской бригады, три недели назад обоснованно потеряли при отступлении («При отходе», — поправляет Серёга. Серёга никогда не отступает) ну при отходе потеряли 19 человек личного состава.. Из них 4 холодных и 15 пленными. Вот список». «Ну так, — не читая, говорит, потупясь, Серёга. – Было дело под Полтавой. Но мы не виноваты. К нам не подошли. Нас не забрали. Мы вплавь». «Не обсуждается, — говорит Паша, — Сказано же – обоснованно». «А тут заслуживающий безусловного доверия источник нам сообщает, что они готовы продать и трупы, и живое мясо. Я цитирую. Я их цитирую», — докладывает грамотная Виктория. «Деньги есть, — говорит Паша и тычет пальцем в свой крокодиловый кейс, — Деньги дал Ставродаки. Автозаправки. Автомойки. Шиномонтаж». «Я с ними торговаться не буду, — говорит Серёга. – я их убью. Рано или поздно». «Горячиться не надо, — по сааховски говорит Паша. – Я, как старший по званию и по должности, принимаю следующее решение. Мы берём на всякий случай, на борт твой очень ограниченный контингент, грузим его на Витька для демонстрации силы и идём и забираем наше. А ты, — обращается Паша к Аркадию Евгеньичу, — будешь протоколировать и освещать этот акт всемирного гуманизма». «Отлично», — говорит Витёк, которому лишь бы поплавать и пострелять. «И когда выходим?» — спрашивает Аркадий Евгеньевич, которому ещё девочек из сада…. «А сей же час, — говорит Паша, — а Серёгиных людей подберём по пути».
16.
«Санкт-Петербург» по приказу Командующего снимается с банки.
«Санкт-Петербург» взревел.
Прощай, любимый город.
И таким танцующим курсом больше никто не выходит с базы.
За кормой «Санкт-Петербурга» — ядерный гриб пены.
На траверсе Казачьей бухты на самом полном к «Санкт-Петербургу» всклень принайтовывается среднее десантное судно. Серёгины морпехи, гремя амуницией, без разговоров всходят по трапу. Серёга стоит на последней верхней ступеньке и смотрит каждому в глаза. У Разумихина глаза бегают. Глаза нежные. «Назад, матрос. Двойная каша и 12 часов пассивного отдыха», — говорит Серёга. И Разумихин без обид и разговоров спускается вниз, в плавсредство. А за ним ещё трое. Прихрамывающий Кердт. Заика Пурляев. Ломающий пальцы рук Ктуновский. «Ну ты, психолог, даёшь. Просто чисто Фрейд», — говорит Витёк. «Пока даю», — говорит Серёга. И он не шутит. Виктория целует Серёгу. Витёк бледнеет и отворачивается.
17.
«По морям, по океанам злая нас ведёт звезда, — поёт Паша. – Бродим мы по разным странам, но нигде не вьём гнезда». «Не звезда, а судьба», — говорит Витёк. «Нет, звезда. Там же рифма». – «А у нас во дворе пели «судьба». – «А у нас – «звезда». Это их старый спор. Ему уже лет 20-ть. А дворы – напротив. Через узкую улицу Ленина. Бывшую Екатерининскую.
«Прямо по курсу…» — докладывает на траверсе Фиолента вахтенный лейтенант Титаренко. «Сам вижу», — говорит Витёк. «Сумасшедшие», — говорит, бормочет старый вечный старпом Карпов. «Святые и блаженные, — говорит, Витёк. – Что с них взять? Самый малый». А когда он говорит «самый малый», он всегда морщится, как от лимона. «Что, будем спасать?» — спрашивает суетливый сухопутный Аркадий Евгеньевич и лезет в карман за леденцами (чтобы правдоподобно причмокивать), очками и блокнотом. «Это ещё кто кого спасёт», — правильно говорит Виктория. Ведь они все одинаково хотят, чтобы без крови. Хотя бы – без большой крови.
А прямо по курсу – колеблемый на 4-х баллах ялик. А в ялике – стоя и с трёхметровым стоймя крестом — бывший капитан 2-го ранга Вовка Егоров (ныне старец Памфилий). А на вёслах, спиной, надо полагать, совращенный Вовкой бывший командир 3-го орудия мичман-расстрига Сорокин. А волны в январе – не шутки. «Аврал. Трап с левого борта», — командует Витёк и сам встаёт к штурвалу. «Ты их задавишь, утопишь», — блажит Аркадий Евгеньевич. «Заткнись и не лезь», — говорит Витёк. И Аркадий Евгеньевич, естественно, обиженно интеллигентно напрочь затыкается. Но и больше и дальше не лезет.
«Санкт-Петербург» проходит впритирку, и авральная команда буквально выдёргивает на трап старца с крестом и дюжим послушником. Умеют. Серёгины умеют. Отрабатываем взаимодействие родов войск на Вовке. Витёк наконец командует «полный вперёд» и величественно спускается с мостика. «Санкт-Петербург» под ногами начинает вибрировать и урчать, как советский холодильник «Саратов». А и какие у Витька остроносые длинноносые лакированные неуставные туфли!
Старец с Сорокиным и с крестом уже на палубе и уже благословляет личный состав. Старец крестит, а Сорокин стоит за его спиной по привычке по стойке смирно и держит крест, как знамя. Личный состав без спросу преклоняет колена. А это – считай что бунт на корабле. Считай – броненосец «Потемкин» и крейсер «Очаков» в одном флаконе. Только наоборот. Не потерплю! Суки. Витёк не любит предателей. Но этих он любит.
18.
«Ну, чего приперся, блаженный старец?» — спрашивает Витёк. «Видение было и знамение», — отвечает тот. «И что за видение?» — спрашивает Витёк. «А то, что наломаешь ты без узды дров». – «Это ты что ли узда?» — «Милостью Божьей». «Ну тогда иди, старец, в нашу кают-компанию, поешь нашей по Эйзенштейну солонины с червями, охолонись, одумайся. И ты, Сорокин, за ним ступай. Не тряси тут мне рясой. А у меня дела. Служба», — говорит Витёк и отворачивается. «А ялик-то, ялик убогий наш монастырский подними на палубу», — смиренно просит старец. «Отстань. Сам волей Божьей пристанет. Прибьется», — говорит Витёк и спускается в машинное отделение. Виктория смиренно подходит к ручке старца. Старец благословляет. А за кормой «Санкт-Петербурга» — ядерный гриб пены. Полный вперёд. Самый полный.
19.
Старший кок «Санкт-Петербурга» старший матрос Николай Кумелёв 9 месяцев как призван на срочную службу из горячего цеха (не путать с горячей точкой) кухни изысканного элитного ресторана «Астория», что в Санкт-Петербурге. И там он видел и кормил ну буквально всех вплоть до Хакамады с Камасутрой. И замечаний не было. Потому что кок Кумелёв — эстет и художник питания. «Из Санкт-Петербурга на « «Санкт-Петербург», — шутит иной раз, когда уж очень вкусно, божественный и богоравный каперанг Витёк. Кок дело знает и машинально кормит команду и командование англо-французским меню. Благо – материально-продуктовая база наличествует. Одним словом, коку Кумилёву здесь нравится. Весело.
«Мясо по-французски? Фуа-гра? Эскалоп? Бифштекс с кровью? Стейк?» — спрашивает Кумелёв. «Мне бы овсяночки на водичке и чтоб без соли. И пустого жидкого чайку. И корочку, сухую корочку чёрного хлебца», — говорит умиленный и смущенный богемским хрусталем и белоснежной хрустящей крахмальной скатертью старец Памфилий. «А вам, уважаемый?» — по великосветской привычке перебрасывая голубоватую салфетку через локоть, обращается Кумилёв к медвежьи громадному Сорокину. «То же самое», — мрачно говорит тот, вставая смирно. Кок Кумелёв смотрит на них с сожалением и сочувствием. «Это сложно. Это надо готовить. Придётся подождать. Потрудитесь подождать», — любезно говорит кок. Потому что – где и взять? Потому что нужна ли овсянка без соли этим нашим молодым мускулистым матросским желудкам? Другое дело фуа-гра. Легко. Или, на худой конец, шаурма. Хотя – поскребём-ка по сусекам. Пометём по амбарам.
20.
Ночь. Звёзды. Ветер. Луна. Аркаша и Виктория смотрят с левого борта вниз в волны. Аркаша как бы невзначай, как бы пошатнувшись от непривычной бортовой качки, нежно кладет руку на крепкое крутое Викториевино бедро. «Граждане пассажиры Земли, предупреждаем, что с неба ведется круглосуточное видеонаблюдение», — железистым метро-голосом говорит Виктория, и Аркаша отпрянывает. Отшатывается. А вдруг правда? Вдруг да дойдёт до Евгении Аркадьевны?
И теперь уже несколько со стороны Аркаша умиленно смотрит на Викторию. Это красивая молодая девушка с чёрными, как смоль, волосами, с бархатными, как у газели, глазами. А как она стояла у «Чайки», в тонких, словно выточенных античным ваятелем пальцах мня (мяв?) ни в чем не повинную ветку вереска. Оборванные цветы и листья уже усеявали площадь. Аркаша сейчас впервые читает «Графа Монте-Кристо». Т. 1. Стр. 21.
«А между тем за каждую её слезу я отдал бы стакан своей крови», — снова, но уже вслух, цитирует любимого автора Аркаша (стр. 23). И дальше, слушай дальше. Вот – я подчеркнул. И шепчет наизусть при свете звёзд: «Фернан, бледный и дрожащий, попятился, как путник, внезапно увидевший змею» (стр. 23).. Или вот ещё: «Ненависть его, подобная волне, бешеной, но бессильной, разбилась о неодолимую власть, которую эта девушка имела над ним». (стр. 25).А? Ну а? Ну ты понимаешь? Понимаешь, о ком это всё? О Господи! Ну почему нам начальство не позволяют так писать?
«Какой ты мягонький, Аркаша», — говорит Виктория, поглаживая его бархатное выпуклое брюшко. И Аркаша, пожёвывая, идёт в отведённую ему каюту. А Виктория – в свою.
21.
«Вика, открой», — стучит контр-адмирал Паша и топчется под безобидной снаружи, но бронированной изнутри дверью. Виктория не открывает. «Вика, ну открой», — стучит он опять. Нет ответа. И Паша приспускает флаг и уходит онанировать в свою базу. «Конец главы», — как сказал бы писатель Голсуорси, которого Паша, к счастью, не читал. Ну нет виктории. «И все биндюжники вставали, когда в пивную он входил», — поёт Паша. В отчаянии Паша любит попеть.
22.
На стальной дрыгающейся корме в пуховых импортных финских спальных мешках в 2 ряда по бортам лежат и сопят Серёгины бойцы. Те, кто не поместился в кубрики. А сам Серёга ходит между и как бы бережет их покой. Дай Бог не последний покой. А те спят. Мирно под Серёгиным приглядом спят. Козочкой, стуча высокими каблучками, к нему приходит Виктория. И просто молча в темноте целует. А Серёге и ладно.
23.
«Кто на нашем славном флоте и в нашем славном городе не знает адмирала Пашу, этого трёхбунчужного пашу нашего Чёрного моря? — выжёвывает зачин заказной редакционной статьи Аркадий Евгениевич. – Да буквально каждый первый». Тут он причмокивает от удачной литературной находки. Так ведь это же заглавие « «Паша Чёрного моря»!. «Когда молодцеватый Командующий выезжает из своей резиденции на службу Родине, — продолжает Аркаша, — он всегда выходит из своей чёрной, как смерть врагам, «Чайки» (тут Аркадий Евгениевич опять вдругорядь чмокает) и по-военно-морски размашисто (чмоки-чмоки) крестится на собор, усыпальницу наших славных адмиралов, на нашу национальную флотскую святыню. А выходящие с заутрени активные наши молодые пенсионерки отвешивают ему поясные радикулитные поклоны».
Тут Аркадий Евгениевич задумывается – а куда же дальше? Ага! Вот сюда. «Он едет в подшефный подведомственный детский сад к нашему пышно расцветающему будущему, — говорит добрая согбенная старушка.(пишет Аркаша) – Он поднесёт им тяжёлый от яств поднос» «Нет, мамаша, — говорит утренний алкоголик с синим выцветшим поблекшим якорем на правой кисти мощной мозолистой руки, — Он едет на крейсер «Санкт-Петербург» к своему корешу каперангу Витьку». «Не, братан, — возражает тому тоже уже с утра дюже хлебнувший дюжий мужчина, но с нарезным нарезным батоном, — он едет в Казачью к полковнику Серёге. Им что-то там надо перетереть». «Простите, любезнейшие, но вы заблуждаетесь. Он едет в музыкальную школу на скрипичный концерт нашего восьмилетнего гения Маши Змеёвой-Либерман». «Не, старые овцы и козлы, — возражают хулиганского вида, но уже половозрелые подростки, — Паша едет в наш ведомственный пионерлагерь «Батилиман» проводить санузел. Так вот ведь что и характерно – что все они правы. Наш Паша за день побывает и там, и там, и там. И ещё в 18-ти местах. В охотхозяйстве. В овощеводстве. В судостроительстве. Далее везде». Тут входит кок Кумелёв и Аркадий Евгениевич с удовольствием временно прерывается на харчо и сациви. Потому что, по мнению кока, кухня должна соответствовать пункту прибытия. И Кумилёв втайне мечтает о рейсе в Гонконг. Вот уж где он раздухарится.
Но от музы же ведь не убечь. Не спрятаться, как говорится, не скрыться. И он – дальше. Он – не дожевав. Он синей шариковой ручкой в детской дочкиных тетрадке в клеточку (потому что Аркадий Евгениевич слегка побаивается компьютера) лихорадочно пишет, что Паша – крупный государственный ум, организатор, реформатор и преобразователь, полководец и флотоводец, что чай в Пашином стакане в старинном чеканном серебряном (стеклянный, оловянный, деревянный – искл.) – действительно чай, что по воскресеньям во второй половине дня и в свободное от работы время он (Паша) пишет натюрморты (мёртвую натуру) в стиле передвижников, играя тут же что-то народное и патриотическое на слоновой кости блокфлейте. А ближе к ночи голо, босо и в тельнике идёт на покаяние и смирение к священному старцу Памфилию. Ну и много чего ещё. А чего? От стыда ведь не умирают.
24.
Ладный опрятный благоухающий вестовой Парфёнов одной левой выносит на бак летнее плетеное китайское кресло и лёгкий, как гейша, столик. Кок Кумилёв ставит в центре золотую пепельницу от Фаберже и большой крепчайший чёрный чай. Витёк сидит и прихлёбывает, глядя в море. А море урчит и несётся под «Санкт-Петербургом».
К Витьку подходит Виктория и садится на колени. «Вместе они представляют представительную пару», — думает опасливо и издалека Аркадий Евгеньевич. «Многим ты садилась на колени?», — спрашивает возбуждённый Витёк. «Двоим», — говорит Вика. «Понятно», — говорит Витёк. Виктория целует Витька.
25.
Старец Памфилий молится на восток на пожарный шланг в красном углу кубрика. Бывший мичман Сорокин гладит старцево тёртое исподнее. Б/у, х/б. Тут без стука входит ладный опрятный благоухающий вестовой Парфёнов и говорит: «Вас к командиру. К командованию».. И те облачаются и идут. Бредут. Влачатся.
«Ну давай, пророчь», — говорит вальяжный вельможный жовиальный расхристанный благодушный непринужденный подвыпивший Паша.
«А тут, это, давайте я уж пойду к ним один, — говорит косноязычный старец Памфилий. – Лучше будет. У меня получится. Я без денег. Я по совести. Я сделаю. Улажу. Умиротворю. С Божьей помощью. Ведь всё-таки нужно по-нашему — «не убий». Нужно хоть попробовать.». «Ну попробуй», — говорит Витёк. «А почему тебе и не попробовать?» — спрашивает Паша. «А потому что смерть», — говорит Серёга. Виктория целует Вовку.
«Пойдем покурим», — говорит Витёк, и они выходят на верхнюю палубу, на пьяный жгучий морской воздух. А у старца осталась одна дурная вредная привычка — курение. И есть пачка сигаррилос. «Ты что, старец, блаженную мученическую смерть себе готовишь? Спасаешься по тихому? Жить надоело?» — спрашивает Витёк. «Да нет, просто не хочу, чтобы вы друг друга убивали», — говорит старец. «Ну так сам умрёшь, — говорит Витёк. – А так мы их главным калибром пугнём. Намертво накроем. Подавим…» «На всё воля Божия», — говорит старец. «Ну да о чём тогда с тобой тогда говорить», — отвечает Витёк, и они, куря, расходятся. врозь .
«Вы же идёте мстить, — подбегает вдруг к Витьку Вовка, — А так нельзя». Так неправильно». «Мы идём на задание», — сухо отвечает Витёк.
26.
«Пусть идёт, но только с мичманом Сорокиным, а Паша?» — спрашивает Витёк, не докурив. «А я же ж как же ж святого старца оставлю», — разводя руками, говорит послушник Сорокин. «А тебя не спрашивают», — хамски говорит Паша. «Убьют», — говорит Серёга. «Не факт», — говорит Виктория. «Ну иди», — нехотя и хотя разрешает Паша. У Паши недостроенная трёхэтажная дача «Виктория» в Симеизе, а тут нате вам – без Ставродакиных дурных денег. То есть наоборот – «с». И они идут. Вдвоём. На вёслах. С крестом. Витьковы и Серёгины тревожно смотрят им вслед.
27.
Они все, Паша, Серёга, Аркаша, Виктория, Витёк, стоят на мостике и ждут уже третий час. Но вот из глубины той их бухты наконец выплывает некое несуразное допотопное плавсредство с какой-то то ли мачтой, то ли чем на корме. Гребёт, судя по широкому замаху, послушник мичман Сорокин. Но гребёт как-то тяжело. Как-то скорбно гребёт. Аркадий Евгеньевич снова лезет в карман за блокнотом, но Виктория резко дает ему по рукам. И они ждут. Витёк поднимает к глазам свой музейный «Цейс», но, не донеся, опускает. Он уже понимает, что тут к чему. И они ждут.
«Они подарили мне жизнь, чтобы я их привёз, — рапортует послушник Сорокин. – А на хер мне эти их подарки». Мичман плачет. В ладье у мичмана Сорокина – 19 нагих Серёгиных трупов, а на корме – исколотый и распятый на собственном кресте старец Памфилий, Вовка. «Обкурились со страху», — констатирует хладнокровная пока Виктория. «К бою!» — кричит на весь лес Серёга. И его батальон откуда ни возьмись, громыхая, строится на шканцах. «Отставить! А то меня снимут», — командует Паша. «Да пошёл ты», — говорит Серёга, которому уже подают-подносят автомат с примкнутым штык-ножом. «Чревато международным конфликтом», — говорит Аркадий Евгеньевич. «Да пошёл ты», — говорит Серёга. « Я здесь на борту пока командую», — тихо, но твёрдо говорит Витёк. И Паша смолкает. «Я с тобой, — говорит Серёге Виктория. – Я знаю, где они базируются. Я разведка. Я пригожусь». «Подвезти?» — несколько иронически, по-таксистски, но взаправду спрашивает Витёк. «Сами. Мы сами. Это мои. Это наше дело», — говорит Серёга и целует Викторию, которая тоже уже при автомате. Хотя ещё в юбке. «Пусть посмотрят», — говорит Серёга, и батальон проходит к трапу между трупами.
28.
Они возвращаются через 4 часа. И за 4 часа ни одного выстрела. Ручная работа. Рукоделье, как говорит Серёга. «Мы уважаем тишину», — ещё добавляет он. Они молча сдувают и сворачивают свои надувные лодки, чистят штыки. Виктория страшна, как валькирия. Команда «Санкт-Петербурга» их сторонится и чурается, потому что от них разит кровью и смертью. А у команды «Санкт-Петербурга» кровь и смерть – всегда на большом невидимом расстоянии. В Триполи, например.
«Где Паша?» — спрашивает Серёга Витька. «Паша самоустранился в каюту», — говорит Витёк. «Ну и ладушки. Ты, капитан, передай, доложи ему при случае, что потерь нет. Что — виктория». «При случае передам», — говорит Витёк. И они ох как понимающе улыбаются друг другу.
29.
«Санкт-Петербург» на всех парах уходит в открытое море. В широкое Чёрное море. Тут бы надо бы картину маслом кисти Айвазовского, но какая уж тут кисть и какой Айвазовский, когда мокрый снег во все глаза.
Серёга на юте в открытую из горла пьёт водку над своими покойниками. Кок Кумилёв с тарелкой суши наготове стоит в почтительном и безопасном отдалении. Сказали, Серёга любит суши. Но Серёгу сейчас не трогай. Серёга каждой матери опрометчиво обещает вернуть ей её сына живым. А тут 19 холодных. Серёгины убийцы молча и мрачно стоят кругом и кругом.
Витёк же всегда говорит этим назойливым неопрятным и неприятным слезливым бабам-мамашам: «Ну затонем, так вместе. Весело. С музыкой. В компании. Ну в чём проблема?» И те вынужденно натужно смеются. Потому что Витёк с внешнего вида непотопляем. Ну это только на первый поверхностный взгляд. Потому что ходит ещё по морям американский капитан удалой лихой коммадор Мак-Наггет, Моби Дик. Вот бы с кем бы схлестнуться. Вот бы выяснить — кто кого.
А Витёк, честно сказать, никогда и живым особо не любил этого мёртвого Вовку с его прыщами и заморочками, с которыми 8 лет просидел за одной партой и который сейчас распятый лежит отдельно. А сзади сидели Паша с Серёгой. А сбоку – Вика с Аркашей. А за ними – Светка с Жекой. На 2-м этаже в 25-м кабинете школы № 3. На Горке. Да ладно.
Но так же нельзя. Нельзя убивать и тем более распинать безоружных блаженных. И делать в ответ ничего тоже, получается по начальству, нельзя. Но Витёк всё одно неотрывно и прицельно смотрит на этот удаляющийся прибрежный восточный посёлок городского типа и надо — не надо вызывает БЧ-2. Нажимает.
«Товарищ капитан 1-го ранга, разрешите обратиться», — по стойке смирно обращается к Витьку послушник мичман Сорокин. А за ним, за спиной, – Лемехов, Мелехов и Виктория. «Ну обращайтесь», — официально так говорит Витёк и невольно отдаёт клобуку и рясе Сорокина военно-морскую честь. «Разрешите мне. Ну своими чтоб руками. Ну Божьей как бы силою. Ну за старца. Вроде грома небесного. Ну вы же понимаете. Ну я же вижу». «Разреши им», — говорит Виктория. «Валяйте», — говорит Витёк и махом ставит на своей блестящей взлетающей карьере жирный чёрный косой Андреевский крест. А Сорокин с наводчиками опрометью бежит к бывшему своему 3-му ракетному гвардии орудию. «Бог простит! Знай наших!» — кричит, оборачиваясь на бегу, Сорокин. «Должен простить», — неуверенно думает Витёк.
Витёк старается не слышать залпа (тудух-бабах), но чётко представляет его последствия. Куски. Клочья. Коровы, козы, овцы, куры, старики, женщины, дети. И оседающее пух-перо перин. А так им всем и надо.
30.
«Попал?» — спрашивает Витёк послушника. «Попал, — говорит тот по стойке смирно – В десятку. В десяточку». «Моя школа», — говорит Витёк. «Ага», — говорит послушник Сорокин и смеется. Мичман Сорокин рад. «И ладно бы с флотом Ея королевского Великобританского величества. А то хрен знает с кем связался, — думает Витёк. — И за что?» Но его целует Виктория. Виктория хохочет. И не так уж всё оно и плохо.
31.
На борту «Санкт-Петербурга» полный морской образцовый безукоризненный порядок. Всё чисто.
Накрытые брезентом холодные покойники спят на дрожащей горячей палубе вечным сном.
Аркадий Евгеньевич в одиночку пьёт в кают-компании непривычную позабытую терпкую водку. Кок Кумилёв время от времени подносит ему то селёдочку, то ананасы в шампанском. Потому что ну как же это совсем без закуски?
Паша в своей адмиральской гостевой VIP-каюте лёжа читает и правит никому теперь не нужную трёхбунчужную статью «Паша – паша Чёрного моря». Но и сочиняет уже в мыслях оправдательно-объяснительную докладную записку наверх. На самый верх. Потому что при удаче – в Москву, в Москву. На тихие гнилые Чистые пруды. В омут. В Главштаб.
Рэмбо-4 Серёга на корме бешено отрабатывает со своими удар прикладом справа.
Витёк положил руки на штурвал и, как водяной жидкостный жилистый Шумахер, зигзагом гонит ретивый приёмистый «Санкт-Петербург» в ночь. Так он релаксируется.
Виктория же стоит на носу, наподобие широкоизвестного кадра из кинофильма «Титаник», и, не отрываясь, смотрит в свинцовое сиреневое плотное вечереющее родное море. А может, она и богиня с ростры.
32.
А старца кап-2 Вовку с креста не снимали. Привязали крест к мачте, дерево к железу, да так и шли пургой до самой базы.
Плавучей плывучей Голгофой.
По морям, по океанам.
Уже по барабану.
Наломавши дров.
Шаланды, полные кефали.
Шли в отставку.
Шли под суд.
За Веру, Царя и Отечество.
С викторией.
Деньги, слава Богу и шиномонтажу, есть.
А взятки гладки.
33.
Виктория целует того и другого.
И тучи сколочены плотно.
А Витёк со своими очкариками там потом две недели сидели анализировали.
Или сидел анализировал?
Я как понимаю, если Витёк и очкарики, то сидели, а если Витёк с очкариками, то сидел. Или нет?
Как крымский портвейн. Не сказать, что легко пьется, но действие и послевкусие хорошие, да и вспоминать приятно.
Только один досадный момент встретила. Ритм у произведений всегда одинаковый.
Автор уже не хочет из него вылезать)
А так — это удача) На Белкине уж точно очередная победа)
«Хэллоу, бойз» до сих вспоминаю)))
Ола, во время обсуждения Алексей Константинович разрешил, как всегда, больше ругать его текст.
А.К. ругать не за что) Пока что)
Я до сих пор под впечатлением от обсуждения, и, видимо, это только начало. От подобных впечатлений избавиться невозможно. Это было (как бы это по-русски?), раньше сие называли словом «атас».
Очень жалею, что не смог. Освободился только в восемь (((
А что было? почему атас?
Прочитал и ниччо не понял:
а) не увидел сюжета — нет завязки, я в настоящем времени увидел лишь кульминацию. Не прочитал и концовки.
О чем рассказ? (о том как крейсер выходит в море и расстреливает людей на берегу? кто они? За что убили моряков с «Санкт-Питербурга»? Почему и зачем Панфилий заплыл далеко от берега на лодке? Почему он не прибыл посуху? Что произошло, что он приплыл?
Зачем такая длинная экспозиция? и главное зачем в первом абзаце биометрические данные Виктории? Какое активное действие она производит в рассказе?
Если она главная героиня, то не увидел её характера.
Все герои неживые, и даже то, что Виктория спит с двумя, не делает её в моих глазах героиней, не дает мне возможности оценить её человеческие качества. Старец мог бы стать героем, — он проявил характер и не только вышел в море на веслах, но главное — пошел, как я возможно правильно понял, пошел на переговоры с кем-то, но его тут же автор и уложил.
Огромное количество новых имен путает. До конца рассказа путался, кто есть кто (кроме Виктории, конешн.)
Вот-вот, примерно так и прошло обсуждение, примерно такие вопросы все и задавали.
Да вы что! Ничего вы не понимаете)
Биометрические данные — как раз очень удачный ход.
Сразу рисуется образ персонажа, пусть пока внешний. Хотя и по одной внешности можно уже создать некоторое представление о человеке)
Вряд ли при таких биометрических данных она будет скромнягой. ( например)
Далее — её фразы, мысли. Привет, мальчики — на английском, и в — этих руках…
Конечно, кажется, что это фразы из фильмов ( да так оно, наверное, и есть), но в пьесах, например, нет и быть не может никаких лирических отступлений. Так что персонажа именно так и приходиться характеризовать — по его поступкам ( предпочитает двух мужчин одновременно, однако, ходит в церковь — это очень сложный характер! ), по мыслям, по словам и по внешности. Для рассказа это всего пару штрихов — но если читателю остановиться и вдуматься, то он запросто разглядит главную героиню.
Так о том и речь, Ола: если она в первом абзаце так заявлена, и не стала главной героиней, то это холостой выстрел с «СП». В чем она дальше проявилась? Через что раскрывается её характер?
Спать с двумя и говорить по англ, при этом посещая церковь — очень сложный характер?! Это очень легкий характер.
Не соглашусь с вами. Она ходит в церковь. Она верующая. И всё равно имеет двух любовников. Тут, как минимум, две личности намечаются.
У пахана на зоне купола на груди и крест на шее, а он грабит, убивает и в гомосексуальных актах в активной роли участвует. А, и ещё маму свою любит нежно. Вот такая многогранная личность.
Это я к тому, что в церковь ходить — много порядочности не надо.
Ну вам, может, и не надо. Ваше дело.
Но не всем же на вас равняться)
И то верно. Если все на меня равняться будут, церкви закрывать придётся. А без церквей как свою порядочность демонстрировать.
Вова, это для нас с тобой жить с женой и иметь любовниц не повод ходить в церковь — не грех это, а женщины вроде Вики с Оla нужно изредка чистить карму. Это ж великий грех бегать от одного к двум другим! Хотя, вот если бы она одновременно со всеми тремя, тогда да, тогда в путь дорогу и с песней «Во имя отца и сына и святага духа…»
Вова, церковь не трожь, а то отлучат и ждет тебя слава Л.Толстого.
— в церковь ходить — много порядочности не надо
Володя прав. Ибо сказано, не здоровые нуждаются во враче, но больные. Сергий Радонежский называл себя великим грешником. А которые — в церковь, потому что порядочные – суть фарисеи и мытари. Мытари – это которые дань собирали со своего народа во время римской оккупации. Что-то вроде полицаев. Полицаи – это во время Великой Отечественной.
Оккупация, полицаи, эволюция и инвесторы завода рино. Почти как повар, вор, его жена и любовник.
1. Россия никогда не была миролюбивым государством. Всю историю что-то оккупировалось и присоединялось. Но не всегда успешно. Не всегда. Над некоторыми территориями 300 лет упирались, а всё никак. И вот из этих некоторых территорий пошла обратная оккупация. Как впрочем, и в продвинутой Европке.
2. Я думал, что война это когда приходит похоронка на твоего сына или дочь. Оказывается, нет. Может быть, война это когда бомбят? Оказывается, нет. Война – это когда инвесторы завода рино скажут: это война.
3. Эволюция – базовое понятие, посредством которого инвесторы завода рино морочат головы миллиардам. Что такое эволюция? Не вообще, а прямо сейчас? Эволюция это то, что выгодно инвесторам завода рино. Так они сказали.
4. Люди на крейсере – отбросы эволюции. Они сами, их дети и внуки. Все они отработанная тупиковая ветвь. Они должны уйти вместе со всем своим потомством, они эволюционно несостоятельны. Должны уйти по-тихому, с пониманием, что против эволюции не попрёшь.
5. Должны уйти по-тихому, а они тонут как Варяг. Их посадят до конца жизни, а кого – нет, перережут по-тихому, без экстремизма. Вроде, пока ещё инвесторы завода рино не запрещают гуглить или нет?
6. Они не ушли по-тихому. И в этом их последняя победа, последняя виктория.
Теперь понятно, почему крейсер в рассказе – Санкт-Петербург, а женщина – Виктория.
Действительно, зачем мне метать бисер перед свиньями?
Всё равно же как об стенку горох.
Какая Вы, Ola, добрая — мира Вам :)
Я с опозданием, но я скажу :) Мне очень понравился процесс чтения этого рассказа, как, по видимому, А.К. нравится процесс создания. Не потому что пришла идея и надо изложить, не забывая все законы и т.п., а просто потому что хочется писать. Может поэтому часто рассказы Алексея Константиновича кажутся брошенными к финалу, о чем многие на обсуждениях говорили — как-будто ему надоедает об этом писать и он быстро сворачивается. Согласна с Побелкиным по поводу неясности многих моментов и по началу хотела тоже всё через запятую, предъявить. Но потом поносила эту историю и подумала, что может быть в этом случае конкретика не так важна. Потому как в послевкусии остаются не конкретные герои с их конкретными характеристиками, а общие темы, затронутые в рассказе — мужественность, отстаивание своих идеалов, дружба. Одним словом, спасибо А.К.