Хайбуны

Необходимая преамбула:
Дзуйхи́цу (яп. –«вслед за кистью») — это жанр японской короткой прозы, в котором автор записывает всё, что приходит ему в голову, не задумываясь о том, насколько это «литературно». Дзуйхицу может рассказывать о каком-то внезапном воспоминании, пришедшей в голову мысли, увиденной бытовой сценке.
Хайбун — это небольшой текст, иногда похожий на дневниковую запись или этюд,  содержащий одно или несколько хайку (японское трехстишие, хокку). В таком виде классические японские  мастера (Басё и др.) зачастую вели свои путевые заметки. Трехстишие хайку в хайбуне должно не повторять образы и идеи самого текста, но играть, привносить дополнительные смыслы, перекликающиеся с ним, разворачивать мысль, изложенную в прозе. В современных хайбунах  хайку не обязательно стоит в конце текста.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Одноклассники.ru

Господи, ну кто придумал эти штанишки с начесом! Ну почему надо зимой напяливать эти пуховые шорты под школьное платье! Какое они имеют отношение к воротничкам и манжетам из шикарных  кружев, привезенным из Риги, к гофрированной юбке и крепдешиновому переднику с воланами? Другого такого фасона абсолютно точно не было в школе, и эксклюзив этот был предметом гордости.
Сейчас эти воспоминания так легко поворошить, облечь в улыбку, пожатие плеч и в слово «забавно», а тогда…
Он был из семьи военных, попал в нашу школу в старших классах. Белая кожа, черные волосы и голубые глаза. Нереально голубые, с цепкими, яркими зрачками. Сердец новенький разбил сразу несколько. Среди жертв было и кружевное жабо. Немели кончики рук и сердце падало куда-то в живот, если на перемене ненароком доводилось столкнуться с Его классом, а если уж взглядом пересечься!  Лучше было этого не делать, потому что спать, есть и готовить уроки – этого никто не отменял. Как не отменялось и утепление поверх колготок.
Однажды на перемене она неслась по коридору, споткнулась о брошенный кем-то портфель и растянулась прямо под Его ногами. Очки отлетели в сторону, а юбка задралась. И стали видны эти термо-кошмарчики. Возможно, он даже помог подняться… Что бы там ни писалось в учебнике астрономии – Вселенной больше не существовало. Она рухнула, оплаканная позднее в девчачьем туалете.

Odnoklassniki.ru
в уме снимаю с лиц очки,
закрашиваю седину

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Бродский и ворона

… Почему-то ей захотелось почитать стихи вороне. Не просто вслух, а птица рядом на перилах, нет. Намеренно, вглядываясь в перья затылка. Пернатое сидело почти спокойно, отвернув клюв, изредка переваливаясь с лапки на лапку. Иногда казалось, что странный ритм звуков ворону вовсе не задевает, а иногда она начинала прихорашиваться вроде как к месту, по сюжету. Впрочем, откровенно перья не чистила, и на том спасибо! «Ну где тебе еще Бррродского почитают, дурррында ты моя!» — вздохнула девушка и медленно-медленно закрыла книгу. Не хотелось резким движением нарушить, расплескать и встрепенуть это что-то, такое незримое. И тут птица повернула голову. Все это время ворона смотрела на стеклянный шар со снежинками, присланный однажды девушке с одного из пяти континентов.

ветер по кронам…
глядит на меня, бескрылую,
голубь приблудный

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Потрава

Это был саженец манчжурского ореха. Коханый трехлеток, предмет гордости. Точнее, его обглоданные останки. Еще точнее, это была последняя капля терпения. И теперь пожилая чета негромко ведет расследование, но рабица не скрадывает голоса, слышимость хорошая: сначала найден подкоп, затем  виновник.
— Боря, ты можешь думать обо мне что угодно, но я загнала его под штакетник и заблокировала бочками!
— Риммочка, это не по-гринписовски, ей-бо… Ты хочешь его замумифицировать? А если это она, да еще на сносях?  Живая же душа, ей-бо…
— Боря, напоминаю тебе, если ты забыл, что я тоже мать! Но сил моих больше нет. В конце концов, это уже не морковная ботва. Даже если это самка, зачем так шкодить? Я бы себе такого никогда не позволила, будь я четырежды в положении!
По сюжету, в этом месте она негодующе встряхивает апельсиновыми (хна на седину) кудряшками.

кролик соседский
объел мою грядку,
вдруг это прадед?

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

30 августа

И уже послезавтра она настанет, эта осень. Белесое утро ближе к восьми-девяти утра одномоментно, враз загалдит, наполнится бантами, букетами, рюкзачками с кислотными аниме-аппликациями.
А уже через неделю все потихоньку потемнеет, утеплится, сравняется в цвете. И на первый план уверенно выступит палитра скверов и парков, с их кленовыми и калиновыми кострами. Глядь, а коленки-то уже поскучнели в колготках, и медово-дынный сок по ним уже не течет…

«Summertime» из наушников
брожу по распродаже
летних коллекций

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Кофейный хайбун

Хочешь-не хочешь, а глаза разлеплять надо. И собакин поскуливает по своему неотложному вопросу, и чайник ему вторит, и до отпуска еще воз и маленькая тележка…

такая рань!
даже сливки в кофе
калачиком

Пригородная электричка отличается от метро только миграцией студентов от контролеров и горластыми коробейниками. А в остальном — те же газеты, сканворды и наушники. Нет, не так! Утренний вагон метро вообще ничем ни от чего не отличается. И день этот, якобы новый. Типичная копия вчерашнего.

— А что, мессир, кофе у тебя сегодня ристретто или капучино?
— По-венски, — благодушно отозвался он, — и еще у нас оттепель…
— А мы еще в шубах, а я фто-то фегодня решила ударить по фяйкоффкому, но зато у наф фюдные бифквиты, фюдные! — с набитым ртом щебетала она над клавишами, роняя крошки.

…Наверняка у обоих перед мониторами стоял остывший растворимый нескафе, ибо налить-то его налили, но потом его отвлек межгород, а у нее началось совещание, и было хронически некогда думать еще и о кружке. Вспомнили о ланче, только весело пнув друг друга по скайпу.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Поединок

…Бруно уже отчаялся найти добычу, как вдруг заметил между камнями на дне рыбу-флейту. По ее стройному молодому телу пробегали лунные блики, течения почти не ощущалось, и он подкрадывался  не торопясь. Внезапно тело Флейты накрыла тень, и Бруно увидел Хельмута. Противник вызывающе поглаживал щупальцами коралл-мозговик совсем рядом с девичьей головой и, кажется, насвистывал дразнящий мотивчик. Секунду спустя они схлестнулись. Поначалу силы казались равными, но Хельмут был моложе, и присоски его щупалец намертво «приклеивались» к чешуе жертвы. А у Бруно хоть и было больше присосок в силу возраста, но они то и дело соскальзывали. Зацепившись восточными и западными руками-щупальцами за камни, старый спрут сделал титанический рывок, подтянулся, и ему удалось завладеть почти половиной Флейтиного тела. Пока он успокаивал оба жаберных сердца, южные руки нанесли точечные удары в края мантийной полости Хельмута, и тот учащенно заморгал. Но тут пришел черед моргать и жмуриться Бруно, так как оба осьминога были ослеплены лучами направленного света. Несколько темных четырехщупальцевых существ зависли сверху и наблюдали за поединком, управляя не то солнцами, не то лунами, которые были насажены на кончики их щупалец.  Вместо чернил они периодически выпускали из-под огромных глаз струйки медуз разной величины. Впрочем, кажется, это были не медузы. И вообще, Бруно они совершенно не интересовали, он только сделал вид, что отступил под предлогом яркого света. Отсидевшись за горгонарией и сменив боевую раскраску на более мирную, осьминог сзади накинулся на врага, уволакивающего жертву. «Схватка не будет бесконечной… я должен до победного…» — подумал Бруно, и снова сменил цвет.

соседняя галактика:
а вдруг там всё так же –
возня, рокировки, гамбиты

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

ЮВЖД

над чередой семафоров
запах нагретых шпал,
яблоки в ведрах с горкой

Редактор:  Знакомо и даже очень, что-то из области полустанков по дороге с Югов. Всё как есть, но – не хватает чего-то… Возможно, интриги?

Автор: — угу, полустанки… Мичуринск, Ряжск, Черноземье. Белые платочки в мелкий розанчик (такой же, только в мелкую точечку, лежит в стопочке, которая глубоко в сундуке «на смерть») – дружно нахохлились при виде надвигающихся цыганок, а еще минуту назад клевали Митрофановну за грушевый демпинг.
И еще шелуха семечек на перроне, щербатая пацанва в колготках с оттянутыми коленками, в резиновых сапогах с уточками на боку, но уже ловко сплевываем, и «Приму» вскладчину… И это «эсперанто» из хриплого динамика: ч-черт, откуда все ж таки нумерация, объявила она, называется!

Да, интриги здесь нет, пусть будет просто картинка, мгновенный фотоснимок из пыльного окна добавочного «Адлер-Москва».

37 комментариев

  1. Получаются очерки. Картинки.
    У нас, на Белкине, такое уже бывало. Но привыкли, что будет рассказ, история, чтоб начало и середина, и какой-то там энд. А тут нет этого. Сложно. Скажут, что зарисовки. Отрывки. Когда-то давно говорили, что у нас «худлит», то есть, опять же, какая-то связная (бессвязная), но история, которая пробирается из начала в окончание (или наоборот). Но пробирается. А тут что-то из «нескольких» историй, даже про жизнь глубоководных существ кое-что. Мне кажется, сложно будет разбирать. Если же автор этого и добивался, то все в порядке.
    А про «утепление» мне понравилось, хотя у нас и ругают за воспоминания о детстве. Слишком, мол, тема избитая. Но вечная. С остальными отрывками сложнее. И про ворону, и про полустанки. Если бы взять один отрывок и сделать из него рассказ. Чтоб из начала в окончание с каким-то неожиданным сигналом в этом самом окончании. Но автор есть автор. Он сам уж знает.

  2. приучить можно к чему угодно — к комплексному обеду к пионерской линейке к мохеровому шарфу с ондатровой шапкой — к рифмованному стиху наконец

    тогда всё остальное будет некондицией

    критерий только один — мастерство
    выразительность

    чтобы непонятно как сделано
    алхимия звуковая и чувственная

    но и это полуправда
    слух зрение и пр — у всех разные

    мне пришлось перечитывать

    это о с т о р о ж н а я проза
    при такой форме нужна большая свобода
    жест
    эмоция
    сверхзоркость
    в одно слово как в воронку должно затягиваться полнокровие смысла
    здесь много осмотрительности

    какие-то вещи со второго третьего захода обретают фокус
    нужно с третьего раза собрать в себе вазочку из осколков
    при чем обнаруживаешь что многие так и не нашлись — додумываешь как археолог

    форма замечательная
    как хлеб вода вино сыр

    против торта борща плова

  3. спасибо за отклик, Алексей!
    «Скажут, что зарисовки. Отрывки.»
    — и будут правы :-) так и есть, такой жанр, со своими законами. такие этюдики. в идеале прозаическая часть и хайку должны как катод с анодом работать, ток давать, а не просто дополнять друг друга. а завязки-развязки и кульминации тут не важны.

    про избитость детской темы — не знала, учту, ага :-)

  4. «при чем обнаруживаешь что многие так и не нашлись — додумываешь как археолог» — Вы знаете, в этом как раз суть жанра — самому додумывать, рисовать себе свое, текст — лишь вектор.
    т.е. у каждого читателя свое «ёдзё»(послевкусие от недосказанности- яп.)

  5. например перечитывала кофейный — и не могла понять: если у одного оттепель а у другой все в шубах — то почему метро и электричка? электричка в подмосковье а метро в киеве — там теплее?

    сразу думаешь про москву — потому что у москвы есть и то и другое — а такой разброс в погоде

    и ответа не находишь

    я про эту археологию

    про одесскую потраву смешновато )

    1. «у москвы есть и то и другое — а такой разброс в погоде
      и ответа не находишь
      я про эту археологию»
      — я поняла. Здесь авторский косяк, спасибо большое. Действительно, читатель тут должен получить логическое, а не бессвязное. прояснится, если чуток уточнить упоминанием города, к примеру:
      — По-венски с киевским акцентом, — благодушно отозвался он, — и еще у нас оттепель…

  6. для ясности — мне лично это всё нравится по форме и по содержанию симпатично -но это очень обязывающая к какому-то виртуозному ремесленничеству форма

    чтобы каждое слово каждый звук прошли огранку

    а чтобы казалось что как дышишь так и пишешь

    1. — ох да. Здесь трудно нащупывать грани между емкостью и непонятностью, ну и всякие другие грани тоже.
      Вот к примеру в бродском:
      «Все это время ворона смотрела на стеклянный шар со снежинками, присланный однажды девушке с одного из пяти континентов.»
      У меня велик соблазн добавить
      «присланный однажды девушке с одного из пяти континентов, держащегося на ковбоях». Вот дать совсем цитатой. И тогда те, кто не помнил сходу строчки из этого бродского, вспомнят, перечтут, тогда снег в подаренном шаре аллюзией хорошо пойдет к «…уснувшей долине, на самом дне, в городке, занесенном снегом по ручку двери», и тема любви-разлуки ярче высветится (надеюсь), но надо ли? Вот так разжевывать и нарочито подталкивать читателя, да еще к хрестоматийному – надо ли? Я не стала, оставила полунамек. Может, не права… сложно это…так огранить и свиртуозить, чтобы не голое эстетство, а чтобы читатель занырнул вслед за автором. И нашел там что-то себе…
      о-о, если я пойму, как это делать… вот радости-то будет… и объемов написанного… )))

  7. или нужно выдохнуть одномоментно или так забыться и поплыть в ощущениях и выдать на-гора — чтобы читающий именно эту спонтанность ощутил

    но для этого нужно в состояние войти — это не просто)

    1. «…забыться и поплыть в ощущениях» — в ЮВЖД такая попытка была, это кусок реальной переписки с редактором, где Остапа несло, текст почти не приглажен. Предполагалось, что читатель тоже вот так ностальгнёт, поплывет. )

  8. И на первый план уверенно выступит палитра скверов и парков

    вот про это я сказала что из газет — поставила в привычные мне пеликаньи носы и съелся текст и остался дефис

  9. Читал, читал, читал… Комменты уже длиннее собственно текста. Если это было целью автора, тогда цель уже позади. Если стихи в прозе или проза в стихах, то рассказ, обычный рассказ тут отсутствует. Прекрасны поиски «новой формы», но, представьте себе, открывает читатель страницу с такой «формой» и… Он же ведь не разберется. И закроет страницу-то эту. Если автору все равно, тут делать нечего. На то он и автор. Но раз уж разместился текст «на разборе», тогда дело обстоит вовсе не так. Я же в самом начале писал, вот получились зарисовки, внутри которых еще и стихи. Читать такое сложно, читатель (неизбежно!) привязывает себя к какому-то ориентиру в тексте, а тут так все размыто, что ему (читателю) нельзя будет найти опору. Смысловую, в виде интриги, остаются эмоции, оттенки и так далее. Такая проза (пополам с поэзией) попадает в «туман экспериментов». Хотелось бы все же вернуть автора к нашим (прозаическим) реалиям. Очень хочется, чтобы автор вернулся из мира чистых эмоций на землю (на перрон, в сквер, на улицу, наконец), там огляделся и нам что-нибудь конкретное (интересное) историю, что ли, какую, сообщил. Иначе никак нельзя.
    Я ведь понимаю (вы не тушуйтесь, я «внутренне» очень добрый человек) идея была, конечно, хорошая, вот, вроде бы, тетки с картошкой, тут и написать, как она лежит, эта картошка, у них в ведрах. Как вороны там летают. Я и сам иногда на них засматриваюсь, на ворон. Как у них крылья хлопают на ветру рано утром. Это в самом деле здорово. Но, к сожалению, не предмет для такого обсуждения.
    Иначе, проходя по нашему воскресному маленькому рынку в Беляево, можно записать нечто такое: «Ветер утих. Оставил отметины на щеках теток, стоящих с квашеной капустой. И спрятался за ломбардом. Я печален. Капуста бледная. Идет по сто. Как тихо». И какой же это рассказ будет?
    Авторов комментов маловато что-то. Активность упала, давайте, давайте! Возможно, есть и еще мнения, кроме «не туда» и «вожделенно»?

  10. Давайте я по порядку отвечу. кажется, тут ветви диалогов не образуются.
    Ирине,
    про сливки калачиком:
    Когда льют сливки или молоко в кофе, они так закручиваются огурцами (мне в детстве казалось – драконы сражаются с чашке), текстильщики называют такое пэйслийский узор, и эти завитки напоминает позу эмбриона, т.е. калачиком. В такую рань, когда ветер за окном и сумрак, вместо того, чтобы с псом гулять и на работу тащиться, хочется, как эти сливки, под пледик… и свернуться огурцом-калачиком. ) Это хайку для акцента на труднопросыпаемость лиргероини дано в том месте текста.

    …вот плохо, что объясняю. это я себе говорю. Значит, плохо написала.

    про газетность фразы: спасибо. режет ухо, значит… я подумаю, покручу, ага.
    Недаром у Вас съелась в пеликанах эта фраза, сие знамение мне было – вымарать и переделать. )))
    что такое в пеликаньих носах — я пока не знаю. кавычки?

  11. Константу:
    в смысле, в тексте обосновать? ээ, я подумаю… имена слишком «домашние»?
    вообще, имя Бруно взялось прямиком из «Камеры обскура» Набокова, там главного героя так звали. и он боролся за юную прелестницу Магду с молодым соперником, отсюда эти аллюзии. а вовсе не из-за аквариумного осьминога Пауля.
    ну и дело происходило ночью, поэтому хотелось готичный оттенок придать. именами в т.ч.

    …ну и они правда метелились как викинги. медленно и неотвратимо так… это реальная история, было ночное погружение, мы их снимали.

  12. Алексей,
    я ж не спорю, что тут отсутствует обычный рассказ. Почти отсутствует. (И это с учетом того, что я для белкина посюжетистей выложила, вовсеужметафизику попридержала). Но я не пишу крупной прозы, увы и сорри. А этот жанр мне пока интересен. Посмотрим, что будет дальше, могу ли писать, а не графоманить…
    А хайбун — это не новая форма, ей уж несколько веков на родине жанра. Битники зело баловались в свое время, Керуак уважал хайбуны.
    «Если автору все равно, тут делать нечего» — дык, именно, что не все равно. Пришла, выложила, слушаю, вникаю. Про крупнопрозаическое особенно. )
    И я знаю уже, что Вы внутренне очень добрый человек, добра и пользы хотите. И мнение Ваше ценно очень для меня. В такого рода отрывках, и правда, — только эмоции задействованы, на этом выстроено и зиждется. Вы пишете, что читать такое сложно, оно без ориентиров и пр. И я буду думать над Вашими словами.

    Хм, получается, что такого рода экспериментальные прозо-кусочки имеют очень узкую целевую аудиторию…гораздо уже, чем я думала.
    и мало кому нужны «снаружи», и пишут их люди, в основном, для «своих же», таких же экзотолюбителей.
    Ну, это тоже результат…(

    (ессно, эти рассуждения не касаются уровня худ. исполнения моего, работы со словом. Ее попенять – я только обрадуюсь)

  13. элина
    представьте себе что было бы если бы кандинский начав писать абстракции вдруг услышал что занимается тем что никому не нужно — там нет сюжета — это не жанровая сцена утро стрелецкой казни — на ваза с цветами — и это вообще не то и не так?!

    если это пять отрывков которые местами ребус местами анекдот — они еще не вымешены в эластичное тесто — или напротив не стали чем-то крупитчато притягательным — это одна пестня

    если это серия ряд цикл текстов прошитый сквозной нитью своеобразия где три строчки внизу как перевернутая отгадка (к примеру) или завершающий аккорд или мягкий оплыв вашего кадра — тогда отлично!

    на мой вкус — если бы я выбирала у книжной полки что почитать — рассказы на пять страниц с зачином почином развязкой концовкой васей и машей или вот такие миниатюры сотканные из потаенных смыслов и точных слов — чувственные и яркие которые перенесут меня в мир моих собственных воспоминаний и совпадений — я конечно выберу второе!

    да — это долго трудоёмко писать и конструировать рассказ где показавшиеся в начале уши — в конце обернутся целой тушкой и откроется даже хвост — но это совсем другая история! только не умерщвляйте эту форму — мне кажется они не должны быть куском рассказа — они должны быть /в п е ч а т л е н и е м/
    хайбуны — хай буде!

    1. не, форму искажать не буду! )
      …да хайку и не вписываются в традиционный еврорассказ, а именно они, хайку, задают тон в этом жанре.
      трехстишие такого рода сополагается именно с куском impression-прозы, потому что само — эмоция. и мне интересно такое пробовать.
      и посему буду ползти потихоньку, как та улитка по склону Фудзи, от состояния «это одна пестня» до «тогда отлично!»
      пасиб! )

  14. Ира-Гра, а я уже успел очень сильно пожалеть, что выставил свои телефоны на всеобщее обозрение. Потому что через совсем небольшое время посыпались звонки. Голоса мужские, с таджикскими, армянскими и некоторыми другими кавказскими акцентами. Все они почему-то хотели, чтобы я продал им ВАЗ-2106, вишнёвую, с небольшим пробегом и за 12 тыс. рублей.
    И как-бы моё объявление с красивой фотографией, на Авито-сландо.ру, действительно наличествовало.
    Ещё раз к вопросу о защите личных данных…

  15. костя
    мне тут ребенок сказал что у нас пока этого нет на фб — а американцы запустили у себя на своем фб и отрекламировали — мол всё для вас: теперь в программе ты задаешь параметры например » лица мужского пола такой-то возрастной категории поставившие лайки под постами содержащими слово нигер» — и получаешь исчерпывающий ответ)

    личное — забудь( —
    у многих хватает ума развешивать как бельё семейные фото

  16. Коллеги, ещё раз! Вы ведь должны понимать, что если у нашего дела (неважно, что это) нет острых внутренних позывов, необходимо его — дело — временно стимулировать позывами внешними, то есть начать осознанно делать некоторое усилие. И возбуждать искусственно до тех пор, пока «само пойдёт».
    Приблизительно как дизельный двигатель, который должен сначала начать работу, чтобы начать «палить» солярку не с помощью свечи зажигания, а за счёт большого сжатия.

  17. Потрясающая вещь. Очень хотела бы прийти обсудить, но , боюсь, вряд ли получится в эту среду… Банальность, конечно, но гармонию и красоту единства формы и содержания еще никто не отменял.
    И, знаете, мне показалось, что здесь того самого сюжета поболе, нежели во многих вещах, где сюжет сюжетович сюжетов вышагивает по хате с образами в красной вышитой сорочке, да вот беда: хата -то не та…
    Спасибо автору за доставленное удовольствие от прочтения)))

  18. Круто! И форма и содержание. Но соглашусь с остальными — надо отточить каждое предложение. Краткая форма не допускает лишних слов и смыслов.

Оставить комментарий