по поводу знаков препинания (статья из интернета)

Отсутствие знаков препинания в стихотворениях — зачем и почему?

http://litcult.ru/blog/17456

Если вы увлекаетесь поэзией, то должны были заметить, что имеется в современной литературе такая тенденция: некоторые авторы все свои стихотворения, а другие авторы – только некоторые свои стихотворения публикуют без расстановки в тексте знаков препинания (реже – с двумя-тремя знаками на весь текст).

Давно зная о данном течении, я, тем не менее, только на этой неделе решила серьезно углубиться в вопрос и найти какую-нибудь информацию: материалы, статьи, обзоры – во всемирной библиотеке, чтобы вооружиться мнением экспертов и великих умов. Но то ли я плохо искала, то ли умы и эксперты до этого направления еще не добрались, в общем, подробный и доступный для понимания текст по вопросу отсутствия знаков препинания в стихотворениях мне не попался.
Тогда я поняла, что статью придется писать самой, в попытке упорядочить мысли по этому вопросу.

Должна сразу сказать, что придерживаюсь мнения, что отсутствие знаков препинания в стихотворении нужно рассматривать как стилистический прием, способ выражения или усиления идеи/ формы написанного текста, наравне с намеренной сбивкой ритма, сочетанием разных размеров в одном стихотворении, отсутствием размера, отсутствием рифм и др. Случаи, когда автор не знал, как правильно расставить знаки препинания, в этой статье не рассматриваются и за стилистический прием не принимаются.

Итак, возьмем идеально грамотного, опытного, профессионального поэта. Какие у него могут быть причины написать стихотворение без знаков препинания и какие цели он хочет достичь, применяя данный прием?

1. Долой преграды
Для начала предлагаю вам вдуматься в словосочетание «знаки препинания». Однокоренное слово к «препинанию» – препоны, т.е. препятствия, преграды. Знаки препинания разделяю предложения (т.е. законченные мысли), создают преграды внутри предложений: подсказывают отношения между словами, необходимые паузы, эмоциональную окраску мыслей. А если текст представляет собой некий быстропроизносимый массив, без пауз? Например, речитатив; имитация речи больного, потрясенного, сумасшедшего человека. Если текст специально написан так, чтобы было трудно или невозможно понять, где заканчивается одна мысль и начинается другая, если текст предполагает стремительное, беспаузное чтение, если автор хотел, чтобы читатель терялся в тексте без ориентиров, как герой теряется в своем внутреннем или окружающем его мире, то отсутствие знаков препинания вполне уместно.

2. Монотонность, бормотание
Мы уже выяснили, что знаки препинания помогают придать тексту эмоциональную окраску, отсутствие же оных создает еще один интересный эффект – стихотворение читается на одной ноте, читатель переносится в атмосферу, сравнимую с прослушиванием механического голоса, произносящего цифры: «пять семь восемь двадцать пять девять восемь девятнадцать». Таким безучастным ровным голосом самые жестокие маньяки рассказывают об очередной зверско изуродованной жертве; так хирург, придя домой, усталым и бесцветным голосом признается жене, что ошибся и не спас пациента.
В итоге, описывая рабочий день, город, природу – придаем тексту будничность, монотонность, намекаем на повторение событий, их привычность; описывая страшные, необычные, тяжелые для эмоционального восприятия факты и ощущения – показываем опустошенность/равнодушие героя, его неспособность эмоционально отреагировать на события.

3. Эффект неожиданности
Лучше всего демонстрируется на короткометражках от стихов – «пирожках», форма которых предполагает отсутствие знаков препинания _всегда_

листают желтые газеты
осенний ветерок и дождь
они хотят найти квартиру
и поселиться там вдвоем
(с) better_days

В результате отсутствия связи между словами, читателю трудно предугадать дальнейшее развитие событий и финал произведения.

4. Многосмысловость
Если автор хочет сохранить всё многообразие значений, несомых имеющимся сочетанием слов, то отсутствие знаков препинания ему поможет. Приведу в качестве примера строчку стихотворения Евгения Орлова:

весна ледяная вода под ногами

Варианты прочтения:
весна /ледяная вода под ногами…
весна ледяная / вода под ногами…
весна / ледяная вода / под ногами…

Читателю ничего не разжевывается, он должен сам найти разгадку, иногда – домыслить, иногда – расставить акценты, найти вариант по душе. Стих несет в себе удивительную свободу восприятия, прочтения, читатель чувствует себя причастным к акту творения.

5. Оголенная мысль
Как мы думаем? У нас в голове проносятся четкие, правильно сформулированные предложения? Разве мы сначала представляем в голове одну завершенную мысль, за которой следует другая, а за ней уже третья, и все это сразу выверено и логично?
Нет, конечно. Мы перескакиваем с предмета на предмет, мысли обрывочны, непоследовательны, хаотичны, но при этом они могут быть свежее красиво уложенных слов, обаятельны своей растрепанностью, искренни в своей неправильности. Как, бывает, юная наивная девушка, несущая чепуху и грызущая ноготь большого пальца, выигрывает у роскошной, ухоженной, накрашенной дамы, ведущей светскую беседу. А бывает, что и не выигрывает, хехе. Но, тем не менее, вышеуказанная девушка-простушка имеет право на существование :)
Поэтому, когда автор считает необходимым вылить на читателя чистые, незаредактированные мысли, именно так, как они рождались у него в голове или же в голове героя (вариант – правдоподобно описать процесс вспоминания какого-то события, временного отрезка), либо когда автор хочет показать, что состояние героя таково, что он не может четко формулировать мысли (например, влюбленность, острый приступ восторга, боль, паника), отсутствие знаков препинания в сочетании со свободной формой стиха может помочь в воплощении этой задачи.

Вот основные причины, которые я на данный момент выявила. Естественно, автор может сочетать несколько из них, или все сразу. Так же у него могут быть другие причины не расставлять знаки препинания, о которых лучше узнать у самого автора. До того, как начнете кидать в него помидорами :)

И, пожалуй, стоит кратенько подвести итоги.
Отсутствие знаков препинания в стихотворении – стилистический прием, способ выражения или усиления идеи/ формы написанного текста. Часто (но не обязательно) применяется в вольном стихе, верлибре.
Автор, используя прием нерасстановки знаков препинания, должен знать, зачем он это делает (или же остро чувствовать, что именно так – правильно), а так же понимать, что большинство читателей подумает, что он не расставил знаки препинания потому, что он неграмотный :)

Loading Likes...

20 комментариев

  1. п. 4 – это (нмсв) самое классное
    это такой классный момент игры и позволяет обходиться меньшим количеством слов
    иногда бывает, вроде сначала пишется с запятыми и как положено
    а потом где-нибудь в середине – бац и получается строчка, которую можно и к предыдущей и к последующей прицепить
    и сразу везде все знаки препинания отбрасываешь
    и оказывается, что без них гораздо лучше )

  2. может, отсутствие знаков препинания и прием, да только ноги у него растут то ли из лени, то ли из неуменья. из чего-то недоброго растут)

    1. кста – ровно сто лет в этом году знаменитому Хлебниковскому “Бобэоби”
      Бобэоби пелись губы
      Вээоми пелись взоры
      Пиээо пелись брови
      Лиэээй пелся облик
      Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
      Так на холсте каких-то соответствий
      Вне протяжения жило Лицо
      (прозаики – руки прочь от Поэтов!)
      (…и наоборот)

    2. это не прием
      это… ну я не знаю… это ощущение, настроение, самочувствие в данный момент
      я, например, в общем и целом не представляю себя без знаков препинания и особенно без восклицательных!!! иной раз я готова на 3 строчки наставить кучу и запятых, и знаков всяких, и многоточий…
      но иногда – знаки вообще никакие никак никуда не катят
      не часто, но!

      1. никакой не приём
        это – особенность
        как цвет и запах

        и уж конечно не безграмотность) – уж эту глупейшую версию можно было бы комиссару не озвучивать))

        но…комиссарское дело приговоры подмахивать
        “недоучки неумейки самовлюбленные безграмотные полутрупы” – сорри…об чём вы имеете ввиду речь? обком??

        теперь
        лермонтов с какого боку здесь?!
        теперь после шишкина поллоку и кандинскому умереть не жить??

        а после петра ильича чтоб губайдуллиной духу не было??

        а детей делать – в миссионерской позе и всё??
        еще какие поступят указания??

        ох комиссары…

        тока б с нагана палить по репам (((

  3. Таттушка, а как быть с другими гениями – кубофтуристами Хлебниковым и Крученых? они то тоже “баловались” отсутствием знаков препинания.
    А вот были ещё такие сородичи другого гения, И. Северянина, эго-футуристы, и их сия чаша не миновала. Василиск Гнедов, к примеру, ставил твердый и мягкий знаки после гласных, кроме того писал (печатал) несколько слов подряд без пробела, вставлял в слова бессмысленные слоги и не к месту употреблял прописные буквы.

Оставить комментарий