Николай II, Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский — в метро?

Гудел и покачивался вагон, я с любопытством разглядывал пассажиров.

Известное дело — если ездишь в метро достаточно редко, то именно такое «перемещение тела из точки А в точку Б» и будет для тебя наиболее интересным.

При этом я понимал, что большинство здешних пассажиров более завлекательной для себя посчитали бы поездку на хорошей машине, с кондиционером и под музыку. То есть именно именно так, как мне в основном приходится передвигаться в пространстве-времени (конечно же, в будущее — для путешествий в прошлое нужна машина времени, которой у человечества, похоже, пока нет).

…Напротив сидел довольно колоритный персонаж. Невысокий, крепкий, килограмм под девяносто, с несколько непропорционально развитой верхней половиной туловища. Довольно полная шея придавала ему не вполне поворотливый вид. Вот он потянулся за странным кожаным рюкзаком в ногах, и вся его фигура при движении как-то особенно подалась, правым плечом вперед.

Мне это что-то очень сильно напомнило.

Особенно эта его опасистая, светлая овальная борода немного в рыжину, и эти спокойные серо-зелёные глаза, отличавшиеся какой-то особой непроницаемостью…

В то же время нечто подсознательно раздражало, резко контрастируя с обликом человека, которого пытался вспомнить.

Наверное, то, что был он сейчас лысый и в очках с простой чёрной оправой, в чёрной толстовке под шею, с красными, синими и белыми фигурами в стиле кубизма, да ещё с айфоном в руках.

И усы его, при такой-вот бороде, тоже несколько выбивались из образа то ли русского императора, то ли старовера. Их кончики были подстрижены-опущены вниз, а не закручены наверх колечками.

…Вообще-то я противник подобного — когда вот так-вот, в лоб, начинаешь изображать человека. Как известно, наиболее правильные описания те, которые и менее заметны, не так раздражая своей подробностью. И в то же время наиболее доходчивы, потому что понемногу, вкраплениями, рисуют в представлении читателя образ — через детали в действии, в столкновениях.

Нет, здесь был особый случай…

Да, стоп… Императора? Последнего русского императора? Точно!

Помимо глаз, бороды, ещё и эта особая непроницаемость, которая внутренне всегда отделяла его от окружающих!

Да, я вдруг вспомнил!

Действительно, многое поразительно напоминало Николая II ! Лишь отдельные детали, резким диссонансом вырывающиеся из его образа, видимо, и помешали мне вспомнить сразу.

Словно… его специально подстригли на лысо, заставили носить несуразные очки и чёрную толстовку!

Я вдруг представил себе, что, каким-то чудесным образом, сорокапятилетнего русского императора выдернули из своего времени, из 1913 года. Кризис 1998 года, дефолт и деноминация рубля давно забыты, Российская империя на пике своего развития… Ещё не случилась Первая Мировая, Февральская и Октябрьская революции, страшное убийство в Ипатьевском доме…

Да, именно из 1913-го и можно было на время забрать Николая II. Именно тогда он меньше всего беспокоился бы о ситуации в стране, об огромном государстве…

Какие-то неведомые друзья чудесным — или, секретным научным? — образом перенесли его в наше настоящее. Эти же друзья, наверняка, и изменили его внешность, побрив на лысо и отчекрыжив кончики усов…

А сейчас Николай II вытащит из-под джинсовой курточки на коленях правую руку, и на пальце будет перстень с красным рубином…

Перстень,который, по слухам, забрал у убитого императора Пётр Войков. И который потом нашли на трупе Войкова, после его убийства в Варшаве.

И… я почти не удивился, когда увидел на поднимающейся руке пресловутый перстень!

А Николай II уже заметил повышенное внимание к себе и начал непроизвольно поглаживать усы и почёсывать левый глаз.

Точно — вот ещё одно доказательство! Именно «эту сохранявшуюся внутреннюю неуверенность императора при внешнем «непрошибаемом» спокойствии отмечали многие внимательные мемуаристы, особенно те, кто мог наблюдать его длительное время в повседневной жизни»!

…В моей голове был полный сумбур.

Напротив меня, в обычном вагоне обычного Московского метро, на «серой» ветке в движении от центра вниз, к Бульвару Дмитрия Донского, сидел Николай II, Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский!

Я никогда не страдал особым пиететом к «власть предержащим», но здесь почти готов был пасть на колени и поцеловать руку с перстнем.

Однако, на очередной остановке, на Севастопольской, где пересадка на другую линию и всегда много народу, в вагон с криками и смехом ввалилась орава студентов. На какой-то миг они закрыли от меня российского самодержца.

Наконец, все желающие вышли-зашли и молодёжь определилась — кто-то уселся, кто встал возле поручней.

А вот император… исчез, словно его никогда здесь и не было…

Констант
Родился, учился, работал, женился, снова учился. И снова работал, работал, работал. Весь такой работающий из себя. Когда не ленюсь.

6 комментариев

  1. … опасистая ?
    что такое? смотрю словарь: ОПА́СИСТИЙ, а, е. огрядний. Гладка, опасиста, здорова, — вона здавалась ще більшою попліч з малим, сухорлявим Семеном (Михайло Коцюбинський, I, 1955, 46); — Я відмовляюся розуміти великого гетьмана, — казав, віддуваючись, опасистий Пронський (Зінаїда Тулуб, Людолови, I, 1957, 94).
    Огрядна, понятно. Антоним — сухорлява. Люблю слова.

  2. Рад за тебя, Игорь (что любишь слова).
    А больше ничего не скажешь?
    Что, типа — это ближе к рассказу, чем к этюду, но где конфликт?..

  3. костя
    мелкая ремарка
    как только ты дошел до «потянулся за рюкзаком /в/ н о г ах/ и подался правым плечом вперед» – я стала видеть темечко и вообще вид сверху

    но тут…чудным образом…речь пошла о бороде и глазах!

    потом
    усы не могут выбиваться «из-под образа» а детали – «из него» вырываться (см текст)

    и наконец ))
    мне– читателю – не як не можно принять что лысый в очках это одно и то же что не лысый без очков (я про привычный образ императора)

    а ты прям настаиваешь до драки – он и он!
    произносишь имя за которым в голове возникает безальтернативный мыслеобраз – и тут же подсовываешь своего качка (см текст) с бычьей шеей и айфоном — мол видь как я и не перечь!

    ты меня не убедил в чудесах на серой ветке хоть и не такое видывали константин)

    напиши убедительно и я поверю!

    искренне ваша
    и г

  4. более завлекательной — более привлекательной

    довольно колоритный персонаж — «довольно» — лишнее слово, «Колоритный персонаж» — штамп

    с несколько непропорционально развитой верхней половиной туловища — «несколько» — лишнее слово, «половина туловища» — смешная приблизительность, так можно было бы написать, если автор хочет нас насмешить

    Довольно полная шея придавала ему не вполне поворотливый вид. — «довольно», «не вполне» — лишние слова

    вся его фигура при движении как-то особенно подалась, правым плечом вперед — «фигура»- канцелярит, «При движении» — лишнее пояснение, «как-то особенно» — лишние слова, потом лишняя запятая

    светлая овальная борода немного в рыжину — путаница из-за «борода немного в рыжину». Не лучше ли «светлая, немного в рыжину борода овальной формы»

    нечто подсознательно раздражало, резко контрастируя — что же это за нечто?!

    отдельные детали, резким диссонансом вырывающиеся из его образа — штамп и канцеляризм

    что, каким-то чудесным образом, сорокапятилетнего русского императора — лишние запятые, обе

    Какие-то неведомые друзья чудесным — или, секретным научным? — образом перенесли его в наше настоящее. — авторская пунктуация слегка озадачивает)))

    из-под джинсовой курточки на коленях правую руку — почему курточка на коленях? ааа! поняла, но не сразу

    в движении от центра вниз — что-то из учебника по физике :))

    а так вообще интересно.
    пиши еще про исторических персонажей, ты в теме :)

Оставить комментарий