Машка

1. НАТУРА. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР.
МАША, МАЛЬЧИК (подростки 11-12 лет), ШКОЛЬНИКИ.
Мальчик убегает от девочки.

МАЛЬЧИК.
Отстань от меня, Машка…Что пристала…
Дура что ли?

Школьники показывают на бегающих пальцами и смеются. Маша останавливается.

МАША (тихо).
Сам дурак.

2. ИНТЕРЬЕР. ДОМ В ДЕРЕВНЕ.
БАБА МАША, НАДЕЖДА, СОБАКА МАШКА.
Надежда ходит по дому, распаковывает вещи из коробок, расставляет по местам. Баба Маша пытается помогать, но только мешает. Собака всё время около Бабы Маши, отчего возникает толчея и толкотня. Надежда сдерживает раздражение.

НАДЕЖДА
Будете здесь на природе с Машкой. Раздолье, свежий воздух. Что вам в городе в четырех стенах.

Баба Маша находит фото на котором она, моложе, в костюме клоуна, рядом собака Машка в смешной шапочке. Баба Маша ставит фото на видное место, но Надежда тут же переставляет на верхнюю полку комода. Баба Маша пытается снять фото, но ей трудно дотянуться. Она достаёт из коробки клоунский нос, надевает, пытается рассмешить Надежду.

НАДЕЖДА
Мама, ну я прошу тебя…

Баба Маша покорно снимает нос, отдаёт Надежде. Та бросает его к печке.

Подружишься со сверстниками. И пожалуйста, мам, без этих своих клоунский штучек. Всё таки возраст. И вообще, ты давно на пенсии.

Баба Маша незаметно поднимает клоунский нос и прячет за спину.

3. ИНТЕРЬЕР. КВАРТИРА.
МАША, МАМА.
Мама ходит по квартире, собирает вещи в чемодан. Говорит неубедительно.

МАМА
И незачем так расстраиваться. Знаешь, сколько их у тебя еще будет. Зачем ты за ним бегаешь? Подумай о самоуважении, о достоинстве. Ведь ты же девочка.

МАША
Ничего не хочу. И жить не хочу. Нет. Хочу зарезаться. Ножницами.

МАМА
«В деревню, в глушь, в Саратов», как говорил классик. Развеемся. В дороге купим кучу ненужных вещей. Лето, каникулы, жизнь прекрасна и удивительна.

Мама еще что-то бодро говорит, Маша стоит и смотрит в одну точку отсутствующим взглядом.

4. ИНТЕРЬЕР. ДОМ БАБЫ МАШИ.
БАБА МАША, СОБАКА МАШКА, НАДЕЖДА.
Баба Маша смотрит в окно. Радом собака Машка. В окно видно, как Надежда выглядывает из машины с улыбкой, но видит Бабу Машу, улыбка с ползает с её лица, она машет, и уезжает. Баба Маша поворачивается в профиль, на носу клоунский нос. Она смотрит на Машку.

БАБА МАША
Ну что, подруга. Будем, значит, жить.

Баба Маша показывает Машке гримасу. Та виляет хвостом и преданно смотрит на хозяйку.

5. НАТУРА. ДВОР ДЕРЕВЕНСКОГО ДОМА.
МАША, МАМА.
За дверью слышны голоса – ругань. Выбегает Маша, в дверях появляется мама.

МАМА
Машенька, давай поговорим.

МАША
Всё это гадость, гадость. Не надо меня веселить. Ты ничего не понимаешь.

Уходит на улицу.

Гадость, гадость.

Мама стоит растерянная в дверях. На лице виноватая улыбка.

6. НАТУРА. УЛИЦА.
МАША, БАБА МАША.
Маша расстроенная идёт по улице. Слышатся крики.

БАБА МАША
Машка! Машка! Машка!

Маша останавливается и идёт к дому, откуда доносится крик. На крыльце стоит старушка.

БАБА МАША
Машка, куда ж ты подевалась паразитка такая!

Маша подходит ближе.

МАША.
Я здесь.

Баба Маша смотрит на неё и расплывается в улыбке.

7. ИНТ. ДОМ БАБЫ МАША.
МАША, БАБА МАША.
Маша осматривается. Камера движется по афишам цирка на стенах, фото, на которых Баба Маша в костюме клоуна и с собакой Машкой. Баба Маша ходит по кухне, собирает к чаю.

БАБА МАША
Ты Машка и я Машка. Значит – тёзки.
И собака моя, такая-растакая, тоже, значит, Машка. Древняя у меня собака, как и я. Со вчерашнего дня дома нет. Куда запропастилась, ума не приложу. Подай-ка мне Машк, воон ту коробочку.

Маша забирается на стул и достаёт разноцветную коробочку со шкафа, который уставлен разными вещами. Рассматривает. Всё это время Баба Маша говорит.

БАБА МАША
Дочь моя, Надежда. (напевает: «Надежда, мой компас земной»). Так вот, она как понаедет, как пораспихает всё на верхние полки да по углам. Порядок ей нужен. А у меня свой порядок. И на верхотуру я уже лазить не могу. Так и сижу в этом порядке-беспорядке, пока добрый человек не поможет достать. А ты открой.

Маша открывает коробку, оттуда выскакивает клоун на пружине. Она начинает смеяться. А Баба Маша хитро улыбается.

БАБА МАША
То-то.

8. ИНТ. ДОМ БАБЫ МАШИ.
МАША, БАБА МАША.
Пьют чай.

МАША
А Вы, Баб Маш, клоуном были?

БАБА МАША
Не клоуном, а клоунессой. Это, я тебе скажу, разница. И давай на «Ты», тёзки как-никак. Служила клоунессой, в нашем областном цирке. И Машка моя, собака, тоже со мной, а до Машки её мать, тоже Машка. Парам!

Откуда ни возьмись у Бабы Маши появляется красный нос. Она начинает показывать номер с фокусами, но выходит у неё неловко, т.к. руки не слушаются. Маша смеётся, и Баба Маша, вдохновлённая продолжает, не обращая внимания на недочёты.

9. ИНТ. ДОМ МАШИ.
МАША, МАМА.
Маша в комнате перед зеркалом наносит себе на лицо клоунский грим. Получается похоже. Мама заглядывает в дверь, и некоторое время наблюдает, как Маша перебирает гримасы. Мама прикрывает дверь. По щеке у Маши бежит слеза.

10. НАТУРА. ДВОР ДОМА БАБЫ МАШИ.
БАБА МАША.
Стоит на крыльце.

БАБА МАША
Машка! Машка! Машка! (тихо) Неужели ты, Машка моя, помирать пошла.

11. ИНТ. ДОМ БАБЫ МАШИ.
МАША, БАБА МАША.

БАБА МАША
Мне без тебя, Машк, не справиться. Я уже знаешь сколько времени за калитку не выходила, страшно сказать. Устроим с тобой приключение, а?

МАША
Хорошо, баб Маш.

12. НАТУРА. ДОРОГА В ПОЛЕ.
МАША. БАБА МАША.
Дорога спускается вниз. Вдали виден лес.

БАБА МАША.
Машка! Машка!

МАША
Машка! Машка!

БАБА МАША
А ты, Машка, не печалься. За моим мужем – Колюнькой, знаешь, сколько девчонок бегало! Парень был видный. Всё за мной ходил. Я говорю: «Что ты, Колюнь, всё за мной ходишь? Вон, какой у тебя выбор богатый». А он мне: «Женщину, Маш, надо добиваться, тогда и к ней уваженье, и сам перед собой выходишь настоящим мужиком». Так и прожили с ним всю жизнь, душа в душу.

Они подходят к лесу, зовут Машку. Маша помогает Бабе Маше присесть на пенек.

МАША
А вдруг всё-таки уйдёт к другой, баб Маш?

БАБА МАША
В том, Машка и правда, что пока будешь за мужиком бегать, он будет бегать от тебя. Закон жизни. А у страха, Машка, глаза велики, да не видят ничего. Поэтому не бойся, а смейся своему страху в его глазищи.

Маша срывает цветок, что растёт поблизости и дарит Бабе Маше, та замирает в полупоклоне. Они смеются. Продолжают говорить.

13. НАТУРА. ЛЕС.
МАША, БАБА МАША.

БАБА МАША
Устала я, Машк. Помоги.

Маша помогает Бабе Маше прилечь на землю.

БАБА МАША
Чувствую я, нет больше Машки. А мне без неё нельзя, понимаешь. У нас с ней договор был – помирать, так вместе. Ты беги домой. Вечереет уже, родители волнуются, что ты там опять с этой бабкой… (делает клоунскую гримасу, через силу смеётся). Я отдыхать буду. Беги.

МАША
Баб Маш, я мигом, кого-нибудь позову и обратно. Ты только не умирай, Баб Маш…

БАБА МАША
Эх, Машка, ты главное не вешай нос (улыбается).

Маша суетится, бежит, оборачивается, возвращается, убегает.

14. НАТУРА. ЛЕС.
МАША, МАМА, ЖИТЕЛИ ДЕРЕВНИ.
Люди ищут Бабу Машу у того места, где Машка её оставила. Кричат. Машка останавливается и смотрит в лес.

15. НАТУРА. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР.
МАША, МАМА.
Маша идёт за руку с мамой. Она спокойна, задумчива. Мама что-то не переставая рассказывает и пытается уловить настроение дочки, украдкой смотрит на неё. Маша вежливо реагирует на мамины разговоры. Проходят мимо компании, где стоит тот Мальчик. Маша не обращает на него внимания. Компания прерывает разговор. Молча провожают Машу и Маму взглядом.

16. НАТУРА. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР.
МАША, БАБА МАША.
Из-за дерева появляется Баба Маша, она значительно моложе, в полном клоунском наряде, в гриме. Её видит только Машка. Баба Маша показывает пантомиму, делает ободряющие жесты. Потом прощается и уходит за дерево. Маша улыбается.

kalibri
любила и люблю "Белкин", нежно.

4 комментария

  1. Я все ждала экспозиции: НАТУРА. ЛЕС. МАША. МЕДВЕДИ. )

    Оля, история показана как рисованный от руки мультфильм (вы, наверно, тоже делали такие?).
    Просто представь продолжительность сцен в реальности, это, правда, не просто живенько, а опрометью. Хотя, конечно, динамика, клиповость и все такое… Но больше похоже на некий скелет истории, трейлер, чем на полную версию. Мне кажется, ее надо наполнить, раздвинуть, все предпосылки для этого есть уже в этом варианте, просто их нужно «раскрутить». Такое впечатление и ощущение от прочитанного, а так, понятное дело, хозяин барин.

    Очень понравилось, что четырех, как минимум (мы же не знаем еще, как маму зовут), персонажей зовут Машками. Вот это задача! «Не вешать нос» — отличный клоунский совет.

  2. Странная форма. Наивно. Немного банально. Нет образа девочки. Она остается невыявленная. Про нее можно понять только одно, что она влюблена. Непонятен ее возраст. Она вроде бы маленькая, раз бегает по улице за мальчишкой, что-то около пяти-семи лет. И в то же время по некоторым ее репликам кажется, что ей 14.

    Хороша бабушка. Да и мама Надежда хороша.

    Но как-то действительно очень каркасно. Даже для сценария короткометражки мало. Прослеживается только одна линия, изменение отношения девочки к объекту любви. И немного, мимоходом — отношения между женщинами в семье. Диалоги можно было бы сделать длиннее (если оставлять форму сценария). Если переделывать в рассказ, само собой нарастет и описание, и повествование.

    Вот эта реплика бабушки, кстати говоря, очень хорошая, является причиной и эпицентром текста:
    БАБА МАША
 В том, Машка и правда, что пока будешь за мужиком бегать, он будет бегать от тебя. Закон жизни. А у страха, Машка, глаза велики, да не видят ничего. Поэтому не бойся, а смейся своему страху в его глазищи.

  3. Маша спасибо. Про возраст в тексте написано :) На обсуждение еще пару человек сказали, что 11-12-летняя девочка не может бегать за мальчиком. Не согласна, потому как сама наблюдала подобное, что собственно и навело на идею этого текста :)

Оставить комментарий